Бьёт — не значит любит: что думают в России и Сербии о бытовом насилии?

В Сербии правительство объявило о планах приравнять браки с несовершеннолетними к торговле людьми, также в планах ужесточение наказания за изнасилование и насилие в семье.

В России закон о семейном насилии активно обсуждался, однако после начала СВО был отложен в долгий ящик. Против него выступают ультраконсерваторы, впрочем, их аргументы сводятся к некоей «ювенальной юстиции», хотя отношения родителей и их детей, в том числе, государственная защита ребенка в случае непосредственной опасности, регулируется другим законодательством, уже действующим.

Законодательство против семейного насилия действует в той или иной форме во всех балканских странах, притом что Балканы по европейским меркам считаются довольно консервативным регионом.

Более того, мы прекрасно видим, что законодательство против семейного насилия и установка жёсткой общественной нормы, что избиение в семье перестаёт восприниматься обществом как частное дело, не разрушает ни семейный уклад, ни само общество.

Также в России в псевдоконсервативных кругах (тех самых, представители которых не склонны платить алименты или требуют отчитываться за каждую копейку по чекам) бытует мнение, что в таком случае мужчины будут массово становиться жертвами оговора.

Но давайте вспомним, что уголовные дела о кражах возбуждаются тоже на основании личного заявления. Едва ли хоть у кого-то из владельцев имущества есть его полная опись до исчезновения каких-то вещей или видеофиксация того, как кошелёк с определённой суммой каждое утро кладётся в карман, однако мы не говорим, что заявления о кражах — это сплошь оговоры.

Более того, если следовать той же логике псевдоконсерваторов, что, мол, женщина может огульно обвинить мужчину в домашнем насилии в поисках материальной выгоды, то получается, что брак вообще изначально является лишь поиском материальной выгоды. Эта точка зрения, мягко говоря, далека как раз от классических консервативных представлений о семье.

На Балканах, как и у других народов, происходит процесс изменения общественной нормы. Не стоит спешить кричать про сплошной гей-парад: практически вся концепция прав человека — это послевоенная концепция, согласно которой постепенно отменялись смертная казнь и телесные наказания, инвалиды получили право на комфортную среду, а дети из бедных семей — на образование. Люди по умолчанию имеют право на достойное обращение, дискриминация, например, по цвету кожи, становится неприемлемой, а женщины повсеместно получают право на открытие собственных банковских счетов, вождение автомобиля, наконец, право голосовать на выборах. Эти все трансформации — это трансформации конца ХХ века. И отношение к семейному насилию — один из её элементов.

Если мы вспомним советский период, то у многих найдутся истории о том, как какой-то местный алкаш регулярно бил жену или гонялся за ней по улице с топором, и такое длилось годами.

Для современного общества, в том числе, российского, с такой семьёй, разумеется, прекратят контакты знакомые, а жертве насилия в ряде случаев предложат помощь: скорее ненормальной начинает считаться ситуация не оказания такой помощи. Ну а поговорка «бьёт — значит любит» теперь и вовсе употребляется только в саркастичном контексте.

Есть, конечно, опять же, псевдоконсерваторы, которые любят говорить, что их самих в детстве избивали, и они «выросли нормальными людьми».

Впрочем, эти люди не могут объяснить, кто же им сказал, что они выросли нормальными.

Остаётся добавить, что власть, которая ставит себе в заслугу то, что слышит людей, а не пытается навязать им свои персональные представления о хоть сколь-нибудь прекрасном, должна отслеживать и изменение тех самых общественных норм, о которых идёт речь.

Если ещё в начале ХХ века браками тех же четырнадцатилетних девочек было никого не удивить, и уж тем более никого нельзя было удивить выдачей замуж без согласия невесты, то современные люди, причём не подростки, а те, кому за тридцать, воспринимают такие союзы как не-норму, которая вызывает общественное отторжение и является признаком общей неразвитости социума. В современном обществе выдача замуж девочки без её согласия за, например, какой-то материальный выкуп — это не любовь, а действительно пресловутая торговля людьми.

В массовом сознании, особенно у жителей российских мегаполисов, бытует порой снисходительное представление о балканских странах: мол, много деревень, сервиса нет, доставки нет, уровень жизни ниже. Однако почему-то то общество на Балканах принимает для себя новые нормы и переводит их в законодательные, не устраивая фальшивый дискурс о том, что сербская культура погибнет, если не рубить ежегодно женщин топорами и не продавать девочек в рабство богатым старикам.

Фото: freepik.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх