Компания «Бус плюс» продолжит контролировать оплату проезда в общественном транспорте Белграда: договор с фирмой был продлен до 31 декабря 2020 года «в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в столице Сербии». Владельцы именных проездных и электронных карт могут и далее использовать их для оплаты проезда. Баланс, как и раньше, можно пополнить в газетных киосках и в небольших магазинах. 

Своим решением городские власти разрешили споры о том, кому горожане платят за проезд в общественном транспорте, если срок официального договора с компанией «Бус плюс» истек еще 20 сентября.

«Бус плюс» начал работать в общественном транспорте Белграда с 1 февраля 2012 года. Электронная система оплаты проезда заменила собой бумажные талоны и компостеры в городском транспорте. 

Информация о том, кто является владельцем компании, управляющей «Бус плюс», долгое время была и остается предметов споров. Первоначально договор был заключен с консорциумом, во главе которого стояла частная фирма «Апекс». Впрочем, с самого начала у «Бус плюса» менялись владельцы и совладельцы, среди них появлялись то турецкие компании, то предприятия в стадии ликвидации, а уставные документы обрастали дополнениями, еще больше запутывающими ситуацию. Договор с фирмой «Апекс» за три года был дополнен шестью допсоглашениями.

Как утверждает газета «Политика», некий частный партнер предприятия вложил в оборудование и программное обеспечение «Бус плюс» 12 млн евро (без учета НДС), взамен получив право ежемесячно требовать себе 8,53% от общей суммы дохода от проданных билетов.

В конце 2015 года власти Белграда могли разорвать договор, выплатив при этом штраф в размере 5,6 млн евро: тем самым система была бы выкуплена, но этого не произошло. В 2017 и 2018 годах разрыв с «Бус плюс» обошелся бы еще дешевле, а в прошлом году Белград мог откупиться всего за миллион евро. Точной информацией, почему этого так и не произошло никто не располагает, но существует мнение, что альтернативного варианта попросту не было. 

В обществе набирает популярность точка зрения, что настал подходящий момент передать систему контроля за оплатой проезда обратно Городскому транспортному предприятию «Београд». Тогда, возможно, появятся и благоприятные условия для снижения стоимости проезда. Многие жители сербской столицы убеждены, что, принимая во внимание стандарт жизни населения, стоимость проезда в общественном транспорте столицы неоправданно высока (77 евроцентов за 1 поездку). С более низкими ценами на билеты, увеличился бы и процент тех, кто исправно платит за проезд, считают эксперты.

Фото:  Кирилл Борщев