fbpx
Now Reading
Битва за небо бывшей Югославии

Битва за небо бывшей Югославии

Дарко Тодоровский

Не только Восток — дело тонкое. Актуально это высказывание и для стран, входивших в Социалистическую Федеративную Республику Югославия. Балканы – это пороховая бочка Европы, которая может взорваться в любой момент, и сегодня обстановка в регионе снова накаляется. 

Состояние дел в Косово достаточное хрупкое и в большей степени деликатное: от решения по статусу края зависят во многом судьбы государств как Балканах, так и в самой Европе. Параллельно с этим Евроатлантический альянс укрепляет присутствие в регионе и проводит учения в Косово, Черногории, Хорватии и Македонии (Словения и Босния и Герцеговина пока занимают нейтральную позицию). 

При таком положении дел каждая из стран стремится обеспечить собственную безопасность путем наращивания и обновления вооружений. О том, как государства бывшей Югославии могут готовят свои военно-воздушные силы к обороне, читайте в нашем обзоре. 

ВВС Сербии

До последних лет техническое состояние вооружения ВВС Сербии находилось на довольно низком уровне. И если на бумаге оно выглядело относительно неплохо, в реальности этот тигр был «бумажным», причем особенно тяжело дела обстояли с многоцелевыми самолетами и с ударными вертолетами. В упадке оснащение армии оказалось после агрессии НАТО и давления со стороны Альянса и США. 

В результате взятия курса на укрепление обороноспособности страны власти Сербии начали искать способы усиления армии, ВВС и ПВО страны. Решение они нашли в России, Китае и в Беларуси. 

Так, ранее Россия подарила Сербии 6 истребителей МиГ-29. На их модернизацию было потрачено около 120 млн. долларов, после чего все машины были улучшены до версии МиГ-29СД и уже находятся в строю вместе с четырьмя сербскими. На очереди же – еще четыре МиГ-29, подаренные Белоруссией: после ремонта и модернизации, запланированной до 2021 года, они, в виде МиГ-29СМ, будут также введены в эксплуатацию.  

Сербский МиГ-29 / Красимир Грозев

Что касается вертолетов, то в 2015 году между РФ и Сербией был подписан договор о поставке двух Ми-17В-5. До конца 2019 года планируется поставка еще трех вертолетов Ми-17В-5 общей стоимостью 51 млн. долларов. Кроме того, Сербия приобрела 4 ударных вертолета Ми-35М. Их стоимость составила 120 млн. долларов, поставка ожидается в первой половине 2020 года. 

В целом, на май текущего года Сербия приобрела у России военную технику на сумму свыше 619 млн. евро. 

Ми-35М / Виталий Кузьмин

В перспективе страна также планирует купить вертолеты Ми-35М, Ми-17, а в ближайшее 10 лет есть вероятность, что ВВС Сербии пополнят и самолеты Су-30СМ.

У Германии Сербия приобрела 9 вертолетов H145M. Пять из них предназначены для ВВС страны, другие четыре (как и три вертолета H215 Super Puma) получит МВД. Общая стоимость машин составила 175 млн. евро.

У Китая было закуплено 2 батареи беспилотников Wing Long 2 общей стоимостью 30 млн долларов. Поставка машин ожидается в 2020 году. 

Структура ВВС Сербии представлена 2-мя авиабригадами — в Нише и в Батайнице. В распоряжении 98-ой авиабригады в Нише находятся 22 штурмовика Ј-22 «Орао», транспортные самолеты Ан-2ТД, 2 вертолета Ми-8Т, а также 15 вертолетов Aеrospatiale Gazelle модификаций ХТ 40, ХН 42М, 45М и 47, ХО 42.

204-я авиабригада в Батайнице оснащена тремя самолетами МиГ-21, 14-ю самолетами МиГ-29, Як-40, 20-ю легкими штурмовиками СОКО Г-4 Супер Галеб и легкотранспортными самолетами Dornier Dо-28D2. Также в Батайнице дислоцируются 2 вертолета Ми-17В-5 и 15 вертолетов Aеrospatiale Gazelle модификаций ХТ 40, ХН 42М, 45М и 47, ХО 42 и 45, ХИ 42.

Военный аэродром Батайница

ВВС Хорватии

Несмотря на то, что Хорватия входит в НАТО и может доверить защиту воздушного пространства силам Альянса, страна активно занимается приобретением новых истребителей. 

При вступлении Хорватии в Альянс ее ПВО и ВВС были интегрированы в систему НАТО. Так, Центр наблюдения за воздушным пространством в Подворнице отчитывается теперь перед Интегрированной системой противовоздушной обороны НАТО CAOC Torrejоn в Испании.

На сегодня в ВВС Хорватии входит несколько авиационных баз. На 91-й военно-воздушной базе в аэропорту Плесо дислоцирована эскадрилья 12-ти многоцелевых истребителей МиГ-21бис/UMD и авиационно-технический батальон. В состав 94-я военно-воздушной базы в Лучко (близ Загреба) входит одна многоцелевая вертолетная эскадрилья Ми-171. На 93-я военно-воздушной базе в Задаре размещена одна транспортно-вертолетная эскадрилья Ми-8МТВ-1, одна авиационная учебная эскадрилья PC-9M и Zlin-242L, пожарная эскадрилья CL-415 и AT-802A/F, вертолетная учебная эскадрилья Bell-206B3 и боевая вертолетная эскадрилья OH-58D, представленная 16 машинами, переданными США в 2016 году. Также с 2006 года ВВС Хорватии используют израильские беспилотные летательные аппараты класса Elbit Skylark и класса Elbit Hermes 450 — с 2003 года. 

МиГ-21бис/UMD / Томислав Хараминчич

В июле 2017 года министерство обороны Хорватии объявило о запуске программы замены многоцелевых истребителей МиГ-21бис/UMD в связи с окончанием их срока эксплуатации в 2022 году. В качестве потенциальной замены были рассмотрены предложения пяти стран: Греции, Израиля и США о — поставке General Dynamics F-16, Швеции — о Saab JAS 39 Gripen и Южной Кореи — о KAI T-50 Golden Eagle.

29 марта 2018 года правительство Хорватии единогласно приняло решение о покупке 12 самолетов F-16 C / D Barak Block 30 у Израиля общей стоимостью 2,9 миллиарда кун (около 420 млн евро). Но 6 декабря 2018 года израильские СМИ сообщили, что администрация президента СЩА Трампа прекратила все сделки с Израилем, сославшись на их отказ соблюдать американское руководство по передаче оружия. В связи с этим утратило силу и соглашение между Хорватией и Израилем. С отменой сделки начались активные переговоры о покупке Saab JAS 39 Gripen у Швеции. Ожидается, что скоро соглашение будет заключено, и первые самолеты будут поставлены уже в период 2022-2024 годов.

Ми-8МТВ-1

В качестве помощи от США Хорватия получила 2 вертолета UH-60M, поставка которых ожидается в 2020 году. Эскадрилью же новых транспортных вертолетов UH-60M планируется ввести в строй к 2025 году, когда истечет срок эксплуатации нынешних вертолетов Ми-8.

ВВС Словении

У Словении малое и компактное ВВС, которое полностью интегрировано в структуру НАТО. 

Структуру ВВС Словении составляет 107-я авиабаза, расположенная на аэродроме Церкле-об-Кркли. Она оснащена 9 самолетами Pilatus PC-9 швейцарского производства, чешскими учебными самолетами Zlin Z-43 и Zlin Z-242, транспортными самолетами Let L-410 и Pilatus PC-6. В 15-й вертолетный батальон, также дислоцирующийся в Церкле-об-Кркли, входят Bell 412, Eurocopter AS512 и учебные Bell 206.

Pilatus PC-9

ВВС Боснии и Герцеговины

ВВС Боснии и Герцеговины, в результате истекшего срока эксплуатации многих самолетов и вертолетов, находятся в упадке. В их структуру входят три вертолетные эскадрильи, которые базируются на 3 авиабазах — в Сараево, Баня-Луке и Тузле.

В состав ВВС входят 6 российских вертолетов Ми-8/17, 9 американских вертолетов Bell-UH1, и 9 французских Aerospatiale Gazelle. 

Aerospatiale Gazelle / Airwolfhound

Босния и Герцеговина рассматривает возможность покупки в ближайшем будущем еще нескольких российских вертолетов Ми-17. Если же страна откажется от этого плана, США обещает ей помощь в виде вертолетов UH-60M. Также в период до 2025 года БиГ планирует закупить 12 французских вертолетов Airbus H215. 

ВВС Северной Македонии

ВВС Северной Македонии в последние несколько лет сильно сократились ввиду окончания срока эксплуатации многих вертолетов. А в результате Преспанского соглашения с Грецией небо страны будет охранять и патрулировать сосед. 

В структуру бригады Северной Македонии входит Центр подготовки пилотов, который был построен при поддержке Израиля. Он включает 4 американских учебных вертолета Bell 206B-3 и учебную эскадрилью, в которую входят 5 самолетов Zlin Z-242L и один Zlin Z-143L. Кроме того, в у македонских ВВС есть боевая вертолетная эскадрилья «Ночные громы», которая включает 4 Ми-24В, и транспортная вертолетная эскадрилья «Буцефал», состоящая из шести Ми-8МТ/ 7. 

Bell 206B-3 (402) / Игор Божиновски

Стоит отметить, что у Македонии хорошие отношения с Израилем в сфере военной промышленности и ВВС. Кроме того, после вступления страны в НАТО ВВС Северной Македонии ожидают безвозмездную помощь с стороны США.

ВВС Черногории

В структуру ВВС Черногории входит смешанная вертолетная эскадрилья, которая включает три машины Bell 412 и пять Aerospatiale Gazelle. Однако, в связи со вступлением Черногории в Альянс, ее ВВС, очевидно, пополнятся.  

 Bell 412 на аэродроме Голубовцы / Министерство обороны Черногории

Дарко Тодоровский

© 2018-2019 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Scroll To Top