Белградский автомузей: многоточие или точка?

8 февраля в Сербии стало одним музеем меньше: собрание автомобилей Братислава Петковича было выселено из занимаемого им здания на улице Матери Ефросинии в центре Белграда.

Выселение не стало неожиданным, о нём было известно заранее. Здание музея — это первый в Белграде частный гараж, оно построено в 1929 году. В его проектировании принимал участие русский архитектор-эмигрант Валерий Сташевский. После Второй мировой войны гараж стал государственной собственностью и теперь, согласно действующему в Сербии закону о реституции, возвращается потомкам довоенных собственников. То, что музею придётся покинуть это место, стало понятно несколько лет назад, но никаких конкретных шагов для сохранения заведения никто не предпринял.

Основанный в 1994 году музей был одним из самых популярных туристических объектов Белграда. Удобное расположение в нескольких минутах ходьбы от здания Скупщины, режим работы без выходных и более чем демократичная стоимость входного билета (неизменных 200 динаров на протяжении многих лет) способствовали тому, что в автомузее всегда были посетители. Основой его стала частная коллекция Братислава Петковича (1948-2021) по прозвищу Браца — видного югославского деятеля культуры и искусств. В 2012-2013 годах Петкович даже занимал пост министра культуры и информирования Сербии.

Коллекция Петковича, которую он собирал несколько десятилетий, состояла более чем из 50 автомобилей и мотоциклов самых разных марок и моделей. В музее были представлены и экспонаты, переданные другими коллекционерами. Конечно, российских любителей ретроавтомобилей трудно удивить таким собранием, но для Балкан коллекция стала уникальной. Среди жемчужин музея автомобилей — реплика британского трицикла «Релиант-Регал», выпускавшегося с 1953 по 1973 годы. Поскольку этот недоавтомобиль имел лишь три колеса, для управления им было достаточно иметь мотоциклетные права. Есть в собрании и ещё один трицикл, самый старый экспонат музея — французский «Маро-Гардон» 1897 года с одноцилиндровым двигателем мощностью всего лишь 1,5 (полторы) лошадиные силы. Также в коллекции Брацы оказались «Кадиллак», на котором в своё время ездил сам Йосип Броз Тито; симпатичный чехословацкий «Аэро» 1929 года с одиночным задним сиденьем «для тёщи» — эта машина снималась в фильме «Марафонцы бегут круг почёта»; наконец, первый экспонат коллекции — американский «Форд-Т», самая массовая машина начала XX века. Братислав Петкович приобрёл её в 1965 году у некого «Дядьки Жаре» с Чубуры за 500 тысяч динаров, граммофон и комплект пластинок довоенного певца Мията Миятовича.

1 5
Гоночные машины в музее автомобилей. Слева — «Формула ДМБ-850» белградского завода имени 21 мая
2 8
«Кадиллак», на котором ездил Йосип Броз Тито
3 9
Британский трицикл «Релиант-Регал»
4 9
Чехословацкий «Аэро» 1929 года
5 7
Французский трицикл «Маро-Гардон»
8 4
«Форд-Т» — первая машина в коллекции Братислава Петковича

А ведь в гараже-музее хранились не только автомобили, но и многочисленные номерные знаки, паркоматы, бензоколонки, правила и наставления, шофёрская униформа, продавались модели. Музей занимался не только сохранением коллекции Петковича, но и вообще историей автомобилизма в целом.

6 6
Парковочный аппарат времён социалистической Югославии

Ещё до смерти самого Братислава предлагалось переместить музей в бывший государственный гараж возле Бранкова моста. Там же планировалось открыть полицейский музей Сербии. Но при жизни Браца не успел или не смог перевезти музей на новое место, не сделали это и его наследники. Кроме того, предлагаемое помещение оказалось непригодным — там слишком высокая влажность, требуется дорогостоящий ремонт.

Сейчас на страницах музея в соцсетях выложено объявление: «Мы были музеем автомобилей в Белграде, а теперь мы музей автомобилей по Белграду и его окрестностям». Да, музейные экспонаты были развезены на эвакуаторах по разным частным гаражам и дворам. В соцсетях сербы стыдятся, проклинают власти страны, города и наследников владельца гаража, возмущаются, не могут поверить…

Будущее белградского автомузея стало очень туманным. Правда, уже 9 февраля появилась новость о том, что министерство культуры Сербии и Музей науки и техники примут коллекцию Петковича под своё крыло. Началась перепись музейных экспонатов. После её завершения будет решаться место будущего расположения музея. Куда наследники Петковича и Музей науки и техники впихнут сотню автомобилей — пока совершенно непонятно. В гараже на улице Матери Ефросинии места тоже не хватало, часть машин всегда стояла на улице.

7 4

В результате присоединения автомобильного музея к научно-техническому последний пока получит только новую головную боль. Властям Белграда сейчас тоже явно не до машин Петковича — в городе кипят политические страсти, связанные с декабрьскими выборами.

Не предвещает быстрого решения вопросов и опыт других сербских музеев. Так, Национальный музей в Белграде пребывал на реконструкции целых 15 лет — с 2003 по 2018 годы, за это время в Сербии сменилось три постоянных и четыре временных президента. Музей Николы Теслы, тоже переезжающий из-за закона о реституции, пока не торопится занять объекты бывшей электростанции «Сила и свет» на Дорчоле. Здание старого железнодорожного вокзала предполагается передать Историческому музею Сербии, но и этот процесс откровенно затягивается. В общем, в истории музея автомобилей в Белграде поставлена, будем надеяться, не точка, но уж точно многоточие или как минимум запятая. Как все любознательные гости сербской столицы, мы будем надеяться на возрождение музея на новом месте и желательно уже на долгие десятилетия. Пока что любителям авто- и мототехники можно порекомендовать съездить в Панчево, посмотреть частную коллекцию «Олдтаjмер мотори». Она посвящена мотоциклам, но и старые автомобили там тоже есть, а хозяин коллекции Драган Маркушев — такой же горящий своим делом человек, каким был Братислав Петкович.

Обложка: automuseumbgd.com/ / Личный архив автора

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх