Автомотосалон в Белграде: размышления о машинах, инструментах и градостроительных планах

С 20 по 26 марта на Белградской ярмарке (она же — Саям) прошёл уже 56-й по счёту Автосалон, а также 17-й Мотосалон. За неделю оба мероприятия (они проходили совместно) посетило рекордное количество гостей — свыше 124 тысяч, это сразу на 10% больше, чем годом ранее.

Одним из этих посетителей стал и я, благо, что как раз в дни ярмарки находился в Белграде. На автомотосалон удалось выделить лишь один день — 25 марта, поскольку я резонно предположил, что мне, российскому пешеходу с давно полученным и лежащим без дела водительским удостоверением, вряд ли понадобится прямо уж сильно вникать в представленные на Белградской ярмарке машины.

1000160089
Вход в выставочный зал №4 Белградской ярмарки

Вход на автомотоярмарку составил 700 динаров (вполне нормальный ценник), навигация на Саяме удобная, народу было много: и шумная молодёжь в спортивных штанах и безрукавках, и гламурные девушки с дорогими телефонами, и молчаливые деловые взрослые мужчины, и любопытные пенсионеры, и иностранцы. Слышалась и русская речь, причём во многих местах.

1000160090
Внутри одного из залов Автосалона

Список марок, представленных на автосалоне, был весьма широким — от китайских брендов до «Феррари», от «Рено-Клио» за 19 тысяч евро до нового «Мустанга» с 5-литровым мотором и стоимостью 77 тысяч евро.

1000160091
«Рено-Клио» — один из экспонатов выставки

Мотоциклы тоже радовали разнообразием: можно было найти и компактный городской скутер QR Motor (китайско-итальянское производство) с 50 «кубиками» всего за 1750 евро, и «Хонду» новой ралли-серии с двигателем на 286 «кубиков» и стоимостью 6 тысяч евро. В среднем цены колебались в диапазоне 2-7 тысяч евро, но были представлены и дорогие «Харлеи» и BMW.

1000160092
Скутеры QR Motor на мотосалоне

Те же шумные ребята 16-18 лет с удовольствием сидели в седле полицейского мотоцикла (рядом с чёрной «Шкодой Суперб», тоже в исполнении для органов правопорядка), а офицер транспортной полиции Сербии охотно отвечал им на самые разные вопросы. Возможно, эти же юноши неделей ранее были на протестах, а полицейский там же стоял в оцеплении, но тут, на Саяме, царила только непринуждённая атмосфера.

1000160093
Новая «Шкода-Кодиак», выставленная на автосалоне

Человеку, выросшему в обществе, где ценятся японские и немецкие автомобили, пришлось бы на Автосалоне непросто: половину территории занимали китайские производители. Большинство этих брендов я просто нигде не видел раньше. Поскольку заметный акцент 56-го Автосалона в Белграде был сделан на экологии, то китайцы хорошо отыграли и эту тему: а как же иначе, ведь в Белграде скоро планируют избавиться от троллейбусов, а автобусный парк города должен быть полностью обновлён — кто ещё поставит столько новой техники, как не Китай? Среди моделей из КНР мне попался на глаза некий Dayun DY-3 с литиевой батареей на 30 киловатт-часов и мотором на 39 киловатт. Стоимость этого электроавтомобиля — 22 тысячи евро.

1000160094
Новый «Субару-Форестер»

В описаниях представленных моделей зачастую было трудно найти столь привычные ранее характеристики — масса, скорость, разгон, клиренс, объём двигателя, расход топлива и тому подобные. Зато на Саяме автопроизводители скрупулёзно перечисляли многочисленные электронные «ништяки» своих машин: водительское сиденье с памятью расположения тела, дождевой сенсор, камеры лобовые и боковые, предупреждение о неосторожном выезде из своей полосы, двухрежимный кондиционер… Машины стали похожими внешне и стремятся стать как можно более похожими внутри. Кто больше девайсов в автомобиль напичкал — тот и продал его дороже. Ну и внешние понты тоже ценятся: «Шкода» предлагает одни и те же модели, только покрашенные в «металлик», на 400 евро дороже, а новый «Субару Форестер» в комплектации «спорт» отличается от базовой модели лишь подогревом руля и зелёными элементами отделки. Какие там обвесы, спойлеры и прямоточные глушители 15-20 летней давности? Сейчас надо, чтобы машина хорошо смотрелась на фотографиях (естественно, отфильтрованных) и нормально запускалась с кнопки.

1000160095
«Бугатти-Широн» стоимостью более миллиона евро

Одной из немногих отличающихся машин стал «Бугатти», выставленный на отдельной локации с надписью «Не на продажу». Вот возле этого автомобиля стоимостью выше миллиона евро были написаны и масса, и скорость, и разгон, и другие параметры. В этом «Бугатти», может быть, даже нет двухрежимного кондиционера, но и назначение у него другое (впрочем, те же самые понты).

1000160096
Балансировочный станок

Если авто- и мотостендами я остался несколько разочарован (точнее, не самими стендами, а глобализацией мирового автопрома), то выставленные на Саяме автоинструменты показались интереснее. Тут был огромный выбор: навесы для автомобилей с надписью «Надстрешница» — я даже удивился, как после трагедии в Нови-Саде, где рухнул навес у здания вокзала, слово «надстрешница» ещё кто-то может использовать в рекламе. Компрессоры для автомастерских, балансировочный станок фирмы Totem стоимостью 330 тысяч динаров (это примерно 260 тысяч рублей на конец марта), огромный выбор роботов-косилок китайской фирмы Villager — стоимостью от 3 до 120 тысяч динаров. У той же фирмы есть и шуруповёрты — от 8700 до 22 400 динаров, но это без батареи и зарядного устройства. Делите эти цены на 1,25 и поймёте актуальные расценки в рублях.

Кстати, шуруповёрт по-сербски будет «ударни завиjач», косилка — «косилица», электро- или бензопила — «ланчана тестера», шлифмашинка — «бусилица», дрель — «брушилица» (смотрите, не перепутайте с бусилицей!), перфоратор — «ударни чекић», воздуходувка — «дувач». Вдруг пригодится.

1000160088
Различные электроинструменты китайского производства

В целом от посещения Автомотосалона впечатления остались приятные: народ интересуется, автопроизводители были активны, глобализация авторынка началась не вчера (потому прощаем), вспомогательные инструменты вообще очень понравились. И сразу возникла мысль, что зря власти Сербии хотят перенести Саям на запад города, в район аэропорта. Сейчас до Саяма можно добраться и пешком, и на трамвае, и на множестве автобусов, и на такси. Рядом с нынешней ярмаркой вскоре должен занять новую локацию музей Николы Теслы — один из самых популярных музеев Белграда. А если все ярмарочные пространства будут перенесены в Сурчин, то много ли людей будет туда ездить? Согласитесь, есть разница: полчаса ходьбы практически из центра города или минимум полчаса езды — и не на автобусе, а на машине. С учётом белградских пробок, поездка на ярмарку в Сурчин может принести больше неудобств и усталости, чем удовольствия.

Ну и, если всё же Саям передислоцируется в Сурчин, то что появится на его месте? Очередное продолжение «Београда-на-води»? Это вообще нормально — выбрасывать за границы города его важнейшие достопримечательности, высвобождая место под жилые районы? Обычно всё-таки делается наоборот: достопримечательности — в центре, спальные районы — на окраине. Надеюсь, руководство Сербии и Белграда не сделает крупную ошибку и не уничтожит весь нынешний Саям.

Обложка: automotorevija.rs

Фото: Виктор Бобров

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх