1 ноября Сербию потрясла трагедия в городе Нови-Сад. Её жертвами стали 14 человек, которые погибли под руинами части конструкции железнодорожного вокзала. К сожалению, трагедии подобного рода случаются по всему миру и остаются в памяти людей на долгие годы. Мы подготовили подборку катастроф — как природных, так и техногенных, которые в разное время потрясали всю бывшую Югославию. Трагедии, связанные с преступлениями, умышленно совершёнными людьми, не учитывались.
Землетрясение в Скопье
Самая крупная катастрофа в истории Югославии, которая по сей день остаётся наиболее масштабной на территории её бывших республик, случилась 26 июля 1963 года. В 05:17 столицу тогдашней Социалистической Республики Македония, город Скопье, почти полностью разрушило землетрясение силой 9 баллов по шкале Меркалли (6,9 по шкале Рихтера).
Более тысячи человек погибли, около 3500 человек получили ранения, две трети населения города лишились своего жилья. 75-80% городских построек Скопье оказались разрушены.
Крушение словенского самолёта на Корсике
1 декабря 1981 года потерпел авиакатастрофу лайнер DC-9-81 компании Inex-Adria. При крушении погибли все 173 пассажира и 7 членов экипажа. Самолёт выполнял рейс из аэропорта Брник в Любляне до французского острова Корсика. Большинство пассажиров были туристами, купившими дешёвые однодневные туры к месту рождения Наполеона.
При подлёте к главному городу Корсики ,- Аяччо, авиалайнер зацепил левым крылом гору Сан-Петро и упал, не долетев до аэропорта около 20 километров.
Взрыв на шахте «Добрня-Юг» в Боснии
26 августа 1990 года в Боснии в шахте «Добрня-Юг» на руднике «Мрамор» компании Kreka у одноимённого села под Тузлой погибли 180 шахтёров. Их средний возраст составил 27 лет. В забое, получив ожоги второй и третьей степени, выжил лишь один шахтёр Смаил Имамович.
Впоследствии было установлено, что причиной взрыва явилось большое скопление угольной пыли. После катастрофы, ставшей самой крупной в СФРЮ трагедией в горной промышленности, шахту закрыли.
Столкновение самолётов над хорватским Врбовцем
10 октября 1976 года над селом Врбовец под Загребом лоб в лоб столкнулись два самолёта: лайнер British Airways, летевший по маршруту Лондон — Стамбул, врезался в самолёт Inex-Adria, осуществлявший рейс Сплит — Кёльн.
Погибли все 176 пассажиров, находившихся на борту обоих воздушных судов. Поскольку столкновение произошло на высоте 10 км, обломки самолётов и фрагменты тел пассажиров и членов экипажей, по словам очевидцев, падали с неба как дождь и оказались разбросаны в радиусе десятка километров.
Железнодорожная катастрофа в Загребе
30 августа 1974 года с рельсов на высокой скорости сошёл экспресс с 400 пассажирами. Погибли 153 человека, ещё 40 получили тяжёлые травмы.
Самая крупная железнодорожная катастрофа Югославии произошла на ж/д магистрали Афины — Белград — Загреб — Дортмунд, когда скоростной поезд Direct Orient, идя на большой скорости, сошёл с рельсов у вокзала Загреба.
Все девять вагонов поезда перевернулись. Большинство пассажиров были гастарбайтерами, возвращавшимися после летнего отдыха на работу в Германию.
Комиссия по расследованию выяснила, что машинист и его помощник до катастрофы непрерывно работали 51 час. Никола Кнежевич и Степан Варга были осуждены на 15 и 8 лет заключения, соответственно.
Кораблекрушение в Белграде
9 сентября 1952 года на Дунае в условиях сильной непогоды затонуло пассажирское судно «Ниш». Вместе с кораблём на дно ушли более 100 человек. Несчастье произошло недалеко от белградской крепости Калемегдан.
Расследование трагедии показало, что её причиной стала перегруженность судна и сильные порывы ветра. Больше о крушении «Ниша» и другой крупной судоходной катастрофе можно узнать из нашего Telegram-канала.
Землетрясение в Черногории
Воскресным утром 15 апреля 1979 года на черногорском побережье произошло сильное землетрясение, эпицентр которого находился в Адриатическом море, в 15 км от береговой линии между Улцинем и Баром.
В Черногории жертвами землетрясения стал 101 человек. Ещё 35 человек погибло в соседней Албании. Практически по всему черногорскому побережью, включая города Улцинь, Бар, Петровац, Будва, Тиват, Котор, Рисан и Герцег-Нови, имелись многочисленные разрушения.