*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РАМАЗАНОВОЙ ЗЕМФИРЫ ТАЛГАТОВНЫ
Белградский концерт Земфиры (признана в России иностранным агентом) можно назвать «холодным тёплым концертом». Всю неделю Белград изнывал от жары, но в день выступления температура резко упала до +9-11 градусов, заморосил дождь, налетел ветер. Несмотря на это, открытый стадион «Ташмайдан» был заполнен — и трибуны, и партер. Слухи о плохой продаже билетов оказались лишь слухами. Вместимость площадки составляет 10 тысяч зрителей, здесь проходили белградские концерты Элтона Джона, Тины Тёрнер, Рэя Чарльза и других мировых звёзд. Да, сегодня российский артист может собрать в Белграде стадион соотечественников.
Большинство аудитории — люди около сорока, чья молодость прошла под «Привет, ромашки» и «Аривидерчи». Многие пришли с детьми и родителями. Женщин было заметно больше, чем мужчин, — секьюрити-мужчины, осматривавшие зрителей одного с ними пола, были загружены гораздо меньше, чем секьюрити-женщины, к которым выстроились длинные очереди.
Концерт стал первым в новом туре Земфиры, охватывающем 11 городов, включая Берлин, Лондон и Париж, где он завершится 17 ноября. Сценическое решение во многом перекликалось с июньскими выступлениями певицы в Варшаве, Таллине и Кишинёве.
Обычно немногословная на сцене, в этот раз Земфира активно общалась с залом, делилась впечатлениями о Белграде и даже несколько раз посетовала на погоду — мол, её подкинула пятница 13-е, на которую был назначен концерт. Несмотря на холод, певица выступала в чёрной шелковой рубашке с закатанными рукавами.
Зрителей начали запускать задолго до начала — с 18.30, концерт стартовал всего лишь с получасовым опозданием — в 20.30, однако многие успели замёрзнуть и жаловались на отсутствие тепловых пушек (кстати, их не было замечено и на сцене) и горячих напитков в буфетах — там предлагали лишь холодные лимонады и пиво, даже горячего чая и кофе было не купить. При этом у зрителей забрали еду и напитки, принесённые с собой. Трибуны «Ташмайдана», построенные из белого камня, — предмет гордости белградцев. Однако сидеть на них в пятничную холодрыгу стало пыткой. Ни тёплых сидушек, ни пледов зрителям не предложили. В день концерта гостям разослали сообщение с предложением взять с собой сидушки и дождевики. Кто-то прислушался — на трибуне можно было видеть женщину, кутавшуюся в ватное стеганое одеяло, но многие прочитали предупреждение уже на подходе к «Ташмайдану». Меньше всего холод чувствовался в партере, где зрители активнее танцевали, к тому же стояли плотнее и грелись друг об друга, словно пингвины.
Недовольство погодой быстро забылось, стоило Земфире выйти на сцену. Она исполнила 23 песни, две из них на бис. Программа была выстроена гармонично и сочетала новые композиции с любимыми хитами: «Трафик», «Деньги», «Жить в твоей голове», «Прости меня, моя любовь», «Мачо», «Искала», «Прогулка», «Хочешь?» и свежие «Colette», «Камон», «Пальто», «Жди меня». Все песни, даже написанные более 20 лет назад, звучали современно благодаря новым аранжировкам. Певица в потрясающей вокальной форме — голос чистый, сильный, гибкий.
Атмосфера концерта была скорее грустной и тёплой, чем весёлой. У многих в глазах стояли слёзы — по временам молодости, которая ушла; по той жизни, которая закончилась и больше её не повторить; по тому миру, что казался таким прочным, но рассыпался и всё-таки каким-то образом продолжается. Как метко написала одна из зрительниц в блоге певицы: «Вы залатали наши души». Когда Земфира запела «Печаль» группы «Кино», весь огромный амфитеатр затаил дыхание.
Земфира не говорила о войне, о жизни или о себе. За неё говорила музыка, про то «как нам не повезло, но повезло», про то, что «границы условные, я с тобой». Стадион пел в унисон — и давно знакомые строчки, и новые, уже ставшие любимыми. Земфира не стала превращать своё выступление в политическое — ни «Родина», ни «Мясо» в плейлист не попали.
Концерт был похож на завораживающий перформанс. Отличное качество звука — тончайшие нюансы интонации и каждая нота были хорошо слышны во всех уголках площадки. Обжигающая искренность, ранимость и уязвимость сочетались с харизмой, мощной энергетикой и умением вести за собой зал.