Запад не дает сербской молодежи узнавать о достижениях России и предоставляемых ею возможностях

Сербские студенты положительно относятся к России и проявляют интерес к обучению в российских вузах. Вместе с тем засилье Запада в культурно-информационном пространстве Сербии мешает им узнавать о культурных достижениях нашей страны и перспективах обучения. Такие выводы содержит статья Майи Младенович «Культурно-гуманитарный аспект российского влияния в студенческой среде Сербии», опубликованная в Научно-аналитическом вестнике Института Европы РАН. 

Молодежь Сербии, традиционно считающая Россию дружественной и братской страной, оказалась в ситуации, когда она попросту лишена возможности получать полную и качественную информацию о науке, культуре и перспективах изучения русского языка и получения образования в России.

Причина тому кроется в тотальной перегруженности сербского инфополя западными медиапродуктами, прежде всего, американского производства. Большая часть сербских телеканалов и журналов — в собственности западных медиахолдингов и компаний. На фоне отсутствия собственного телеканала России крайне сложно конкурировать с медиагигантами из ЕС и США. При этом отечественная медиасеть «Спутник» не выдерживает конкуренции с «дочками» американского CNN и популярными печатными СМИ, которыми владеет немецко-швейцарский концерн Ringer Axel Springer (RAS). Помимо привычного набора западных ценностей, эти СМИ навязывают сербской молодежи предвзятое представление о «радужных» перспективах жизни и работы на Западе.

В статье также отмечается тот факт, что и в науке Сербию вынуждают принимать западную модель. Многие журналы в Сербии печатаются на английском языке, потому что статьи на государственном языке не котируются, подчеркивает Младенович. Во многом еще и по этой причине в стране отмечается низкий интерес к изучению русского языка, который значительно сократился в студенческой среде. По данным опроса Центра свободных выборов и демократии, проведённого в 2019 году, только 5% молодых людей в Сербии владеют русским языком. 

Между тем стоит отметить, что и в такой ситуации Москва старается предоставить сербским студентам полную и качественную информацию о достижениях российской науки и культуры, преимуществах образования и о перспективах для специалистов со знанием русского языка. Так, по линии федерального агентства «Россотрудничество» ведется работа по продвижению изучения русского языка, организации стажировок и бесплатного обучения в российских вузах для молодежи из Сербии. Большую работу в этом направлении на месте проводит Российский центр науки и культуры «Русский дом», который организует курсы русского языка, проводит презентации российских вузов в Белграде и ежегодный набор на обучение в университетах РФ. Кроме того, «Россотрудничество» запускает и специальные образовательно-ознакомительные программы для иностранных студентов, как, например, «Новое поколение», которая работала с 2011 года и была призвана познакомить иностранных студентов с Россией и открыть перед ними новые горизонты российско-сербского сотрудничества. Таким образом в нашей стране за эти годы побывали десятки молодых лидеров из самых разных сфер деятельности.

По мнению автора статьи, для того, чтобы вывести российско-сербские отношения на качественно новый уровень в среде молодежи, Москве необходимо запустить в Сербии телевещание на русском языке, чтобы представить российскую культуру во всем ее многообразии. По убеждению автора, расширить и углубить знания сербской молодежи о России помогут и дебаты, круглые столы и культурно-просветительские акции. Кроме того, в целях эффективности гуманитарных контактов правительствам Сербии и России следовало бы содействовать формированию сети неправительственных организаций в сфере культуры и образования.

В свою очередь, сербской стороне было бы полезно вкладывать больше ресурсов в продвижение современной русской культуры, создать условия для увеличения количества молодёжных проектов и для вовлечения сербской молодёжи в культурное и образовательное пространство России в целом, считает автор статьи.

В своем научном исследовании Майя Младенович опиралась на соцопрос, проведенный в социальной сети Фейсбук среди ста студентов филологического факультета Белградского университета и четырехсот обучающихся других факультетов, разного пола, возраста и уровня образования. Филологи в целом показали большую заинтересованность и осведомленность о русской культуре, выражая высокую степень заинтересованности в обучении в нашей стране.

Читайте также: «Учись, студент!»: Российское образование возвращается на Балканы?

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх