Полнометражный художественный фильм «Улей» косовского режиссёра и сценариста Блерты Башолли вошёл в шорт-лист на получение награды американской киноакадемии. Однако это вовсе не означает, что лента получит «Оскар», так как «винегрет», в котором Башолли смешала всё, что можно, вряд ли оценят в США по достоинству.
Действие фильма происходит в пригороде Приштины, где живёт Фахри — мать двоих детей, вынужденная ухаживать за свекром-инвалидом. Муж главной героини пропал без вести на полях вооруженных столкновений 90-х.
Жизнь женщины проходит в хлопотах незамысловатого быта: косовские албанцы живут так же, как и большинство балканских крестьян, — на деньги от продажи овощей или мёда на рынке.
Впрочем, образу, заявленному в названии, в ленте уделяется лишь пара моментов. И даже саму патриархальную модель албанского общества, показанную в фильме, нельзя сравнить со стройной организацией жизни пчел. Мёдом безуспешно пытается торговать свекр Фахри, а героиня трудится, как пчёлка, но это единственные моменты, которые связывают историю с ее названием.
Фахри решает получить водительское удостоверение и для этого обращается в фонд, помогающий вдовам — таким же, как она. Получение прав связано со множеством нарушений патриархального уклада жизни косовских албанцев. Женщины переживают, что им придётся стать объектами сплетен, так как учить их будет инструктор-мужчина, но смелая Фахри идёт наперекор местному обществу. А оно не прощает самостоятельности женщинам, решившимся варить на продажу… айвар (да-да, не мед, а закуску из паприки).
Блерта Башолли сняла фильм «Улей», в котором героиня делает айвар. Считаю, что этот факт достоин скорее «Золотой малины» в номинации «За худший сценарий». А почему нет, ведь малина, кстати, весьма популярная культура на Балканах.
Возвращаемся к айвару. Весьма самобытный процесс его приготовления действительно мог бы стать идеей фильма. Тем более, что любимица американской публики певица Дуа Липа — по происхождению косовская албанка — не устаёт рекламировать этот продукт, чем сильно обижает сербов, считающих айвар своим по праву.
Помните загадку про лен: «Били меня, били, колотили, колотили, клочьями рвали, по полю валяли, под ключ запирали, на стол сажали»? Точно такой же путь от поля на стол прежде, чем стать закуской, проходит и сербская паприка, однако в фильме он показан крайне пресно.
Нет ни одного по-киношному «вкусного» плана приготовления паприки, которую перед закатыванием в банки пекут на огне. Сизый дым, окутывающий главную героиню, мог бы стать прекрасной метафорой её неизвестного будущего… Но нет, на афише мы видим Фахри в накомарнике пчеловода.
Что ты хотела сказать нам этим, Блерта?
Машину Фахри разбивают камнями, сосед пытается изнасиловать женщину, отныне считая Фахри доступной, вандалы разбивают склад с банками. Но сделанный вручную айвар, размазанный по полу вперемешку с битым стеклом, совсем не выглядит как кровь и пот, вложенные в выращивание и заготовку паприки. Режиссёр не смогла и тут раскрыть тему напрасно потраченного многочасового труда в желании достигнуть цели и вырваться из рамок, диктуемых обществом.
«Улей» снят рваными, псевдодокументальными планами, чтобы подчеркнуть достоверность изложенных событий. А вот музыка в фильме невыразительна и словно существует отдельно от повествования.
Единственное, что вызывает симпатию зрителя ленты, которую следовало бы назвать «Айвар», это исполнительница главной роли Юлка Гаши.
Это красивая женщина с потенциалом драматической актрисы, которая могла бы стать новым символом косовоалбанского общества, в последнее время принимающего женский облик. Напомним, самопровозглашенную республику в настоящее время возглавляет женщина — «президент» Вьоса Османи.
Однако в фильме «Улей» потенциал этой силы, основанной на заботе о близких и питаемой жаждой полноценной жизни, абсолютно не раскрыт.
Режиссёр ленты, к счастью, решила особо не углубляться в политическую предысторию событий фильма. Однако и заявленная вскользь тема пропавших без вести на войне была подана несколько беспорядочно и не вызвала, как этого следовало бы ожидать, особого переживания за судьбу героини, которая вполне неплохо справляется и без мужа.
Стоит отметить, что «Улей» во всем проигрывает македонскому высокохудожественному фильму «Страна меда», который я однозначно рекомендовала бы к просмотру.
Блерта Башолли могла бы снять фильм про айвар, показав историю косовского феминизма через обожженные горячим перцем, натруженные руки героинь, которые освобождаются от пут патриархата. Но увы, абсолютно не справилась с задачей. Поешьте лучше айвара, не тратьте время на «Улей».