Tomos — моя югославская мечта

Как это нередко бывает в среднем возрасте, заводится порой в голове у человека страсть к чему-то опасному, недостижимому ранее и даже экстремальному. И точит его эта мысль, и спать не даёт. Вот так и мне наскучил автомобильный комфорт и, насмотревшись в соцсетях на романтические ролики из жизни байкеров, я сообщила домашним, что хочу водить мотоцикл.

— Категория у меня, правда, только на скутер или маломощный мотоцикличек, ну и что, ну и пусть! — ныла я.

— Может, тебе скутер купить? «Веспу», ретро-стиль, как ты любишь, удобно, безопасно! — муж предлагал красивые варианты из жизни итальянских городов.

— Нет, я хочу мотоцикл, а не скутер! Даже у «электрички» есть мотоцикл! — не сдавалась я, приводя в пример сотрудницу электросети, которая ездит к нам считывать показания счётчика. Я засела гуглить модель её «модзыка», и оказалось, что это легендарный югославский Tomos.

WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.04

После окончания Второй мировой войны Югославия взялась за развитие индустрии, и в 1954 году в словенской Сежане была основана компания по производству мопедов, которая позднее подписала контракт с австрийской Steyr-Daimler-Puch. Новую модель назвали Tomos (TOvarna MOtornih koles Sežana), а логотипом стал стремительный серебристый заяц на голубом фоне. (Тут я размечталась и решила, что свой Tomos назову Джеком — боевым коньком в честь кролика — главного героя одноимённого рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона).

WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.19
WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.49.26

Со временем фабрика разрослась и даже производила Ситроены для югославского рынка. С 1966 года производство открыли и в Голландии (оно просуществовало до 2009 года, потом стало дешевле производить в Словении, но Нидерланды до последнего времени остаются крупнейшим рынком сбыта словенского предприятия).

Первая модель называлась Tomos PUH SG 250. В 1955 году было выпущено 137 этих мотоциклов, 125 скутеров и 100 мопедов. Дизайн был собственный, мотоцикл был полностью отечественного производства. В конце 50-х разные варианты первой модели производили под названием Kolibri, а Kolibri T12 стала самой популярной в тогдашней Словении. Tomos пережил распад Югославии, выпускал новые модели на рынки Европы, США и Великобритании, в 2004 компания подписала контракт с BMW, а 3 января 2019 года стала банкротом, но потом, как я поняла, реорганизовалась и продолжает существовать до сих пор, производя скутеры, мотоциклы и велосипеды.

WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.07
WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.08

Эти мотоциклы активно гоняли на ралли по Европе, стали любимым транспортным средством городских жителей и селян, молодёжи и пенсионеров. Широкая линейка моделей позволяла выбрать себе мощный гоночный или маломощный — «для жизни».

WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.17

Tomos стал легендой, которая сегодня ещё привлекательнее. Хромированные детали, оригинальные оттенки цветов, технические характеристики — в Югославии попросту создали идеальный байк.

Сегодня за ретро-моделями охотятся по объявлениям в интернете. Один из американских блогеров, который переехал жить в Сербию, купил себе Tomos 1977 года глубокого морского цвета с рук в Воеводине. Парень в полнейшем восторге, планирует отремонтировать его и отправиться в путешествие!

WhatsApp Image 2024 05 07 at 17.46.19 1

Мне самой Tomos интересен не из-за технических характеристик, в которых я ничего не понимаю, да и для моей категории подойдёт лишь самый маломощный вариант, разгоняющийся (ха-ха) всего до 45 км. Мне нравится ностальгический флёр, сопровождающий этот бренд, пузатые и блестящие детали в дизайне, старинная лупоглазая фара впереди, лаконичный в своей старомодности силуэт, и я мечтаю обладать таким Джеком — боевым коньком. А может, я просто «югоностальгичар» и, желая себе что-то из того времени, просто пытаюсь нащупать, обрести ощущение стабильности, которого сегодня не существует. Впрочем, как и Югославии. Но зато остались вещи, которые всё ещё хранят её незабываемый дух.

Фото: motobikeshop.rs / Moto berza / bolja.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх