Урегулирование косовского вопроса требует принятия нового, актуализированного международного документа, поскольку Союзной Республики Югославия, фигурирующей в резолюции Совбеза ООН, больше нет на мировой карте. Москве необходимо активизироваться по данному направлению наряду с Вашингтоном и Брюсселем. Такое мнение в статье для Федерального агентства новостей выразил российский политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.

«К сожалению, отсутствует московское предложение об урегулировании косовского вопроса. Есть только позиция, связанная с тем, что есть резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, которая объявляет Косово частью Союзной Республики Югославия. Но напомню, Республики Югославия больше нет. Сербия является ее правопреемником, но той страны, принадлежность к которой была обозначена для Косово резолюцией Совбеза ООН в 1999 году, больше не существует», — напоминает эксперт.

Попытки, предпринимаемые Евросоюзом и США примирить Белград и Приштину, в данный момент больше походят на переговоры ради переговоров, поскольку не имеют реального результата, считает политолог.

«Два Вашингтонских соглашения, которые были подписаны 4 сентября этого года между Белградом и Вашингтоном и между Приштиной и Вашингтоном, скорее касаются вопросов признания переноса столицы Израиля в Иерусалим, чем сербско-косовских переговоров. Они ровным счетом никак не сдвигаются с места. Там есть посыл о том, что нужно нормализовывать отношения через налаживание экономической ситуации. Да, есть такой путь, и американцы сейчас готовы платить деньги за это. Они объявили о том, что 13 млрд готовы потратить на развитие инфраструктурных проектов между Сербией и Косово и, конечно, эти деньги будут очень нужны», — замечает он.

Кроме того, он напоминает, что у Штатов есть двое дипломатов, занимающихся сербско-косовским урегулированием: спецпредставитель Госдепартамента США по Западным Балканам Мэттью Палмер и спецпредставитель президента США по урегулированию косовского вопроса Ричард Гренелл. В России, в свою очередь, контактами по сербскому направлению занимается лишь спецпредставитель президента РФ по делам соотечественников Александр Бабаков, но дипломата, ответственного за работу на косовском и ралканском направлении в целом у Москвы нет, констатирует Олег Бондаренко.

«Самое главное здесь — постоянно быть инициатором, и важен не только процесс, но и результат. Американский подход во внешней политике гласит, что главное — ввязаться в процесс, а там посмотрим, что и как выйдет. У нас, к сожалению, никогда такого не было, а те результаты, которые ставились, они, как правило, достигались совершенно другими, не публичными — кулуарными методами», — считает политолог.

Между тем наша страна, которая обладает уникальным опытом мирного сожительства разных народов, религий, этносов, наций в рамках одного государства, может предложить Балканам концепцию многонационального мира.

«Россия могла бы направить в Приштину переговорщиков от российских исламских республик. Например, лидеров северного Кавказа, Поволжья. Рамзан Кадыров или бывший глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который, кстати, участвовал в Приштинской операции 1999 года, — они вполне могли бы быть приняты своими братьями мусульманами и в Приштине, и в Сараево, и в Тиране, и с ними вполне можно было бы наладить диалог», — заключает эксперт.