Обнадеживающая новость пришла к нам из Сербии: в белградском издательстве «Информатика», при участии сербского Института политических исследований и российской Международной славянской академии, вышел сборник «Российская политическая мысль сегодня».
Редактором-составителем выступил Владимир Кршлянин, человек в своем роде легендарный: ученый (астрофизик) и поэт, ставший в 90-е гг. дипломатом и политологом, академик Международной славянской академии и председатель ее сербского отделения. Сказать, что Кршлянин русофил и друг России, — значит не сказать ничего. В русофильстве своем он несгибаем и непоколебим. Из-за этого в годы президенства западника Бориса Тадича Кршлянин был отовсюду уволен и маргинализирован, но взгляды свои не изменил ни на миллиметр. Кому же быть составителем антологии российской политической мысли, как не ему?
Писать об этом сборнике мне не просто. Во-первых, я знаком с Владимиром Кршляниным много лет. Во-вторых, в антологию была включена моя статья, касающаяся специфики русско-сербских отношений. Тем не менее я попробую быть беспристрастным и честно обозначить сильные и слабые стороны работы.
Книга вышла очень вовремя. Человечество сейчас, очевидно, находится в некой промежуточной фазе, между двух эпох — доковидной и постковидной. В наступающем 2022 году мир будет сильно отличатся от того, каким был в «старом-добром» доковидном 2018-м. Не все сдвиги непосредственно связаны с COVID, но именно он стал той осью, на которую оказались нанизаны изменения последних лет.
Движения Black Lives Matter и MeToo, следствием которых стала принудительная половая и расовая диверсификация в США (и не только там); насильственное внедрение гендерфлюидности и «культуры отмены», мутация социальных сетей и вообще интернет-пространства («цифровой ГУЛАГ» пришел откуда не ждали: не от Роскомнадзора, а от Фейсбука и Гугла, постепенно исключающих для пользователей саму возможность инакомыслия); роботизация и, как следствие, «геймификация» военных конфликтов (сбылись прогнозы фантастов: мирных жителей и гражданские объекты обстреливают дроны, операторы которых сидят в абсолютно безопасных помещениях с мягкими креслами и климат-контролем, не воюют, а играют в «войнушку»). Ну и раскол человечества на проваксеров и антиваксеров, абсолютно не воспринимающих и не слышащих аргументы друг друга, — хотя смысла в этом противостоянии не больше, чем в войне «тупоконечников» и «остроконечников» у Дж. Свифта.
Идя в ногу со временем, сборник «Российская политическая мысль сегодня» подробно описывает основные геополитические вызовы доковидной эпохи и российские ответы на них, а также фиксирует, как новая, постковидная реальность постепенно просачивается в старый мир. Как в материале Игоря Панарина, непосредственно посвященном COVID, так и в статьях Сергея Глазьева, где показано, как постепенно деградируют базовые принципы и нормы мировой экономики. Отлично работают в этом контексте и обрамляющие антологию выступления Владимира Путина: сборник открывается его интервью каналу ОРТ по поводу бомбардировок Сербии 13 мая 1999 года. Путин на тот момент является директором ФСБ и секретарем Совбеза, но буквально через пару месяцев ему предстоит стать и.о. председателя правительства и «преемником». Закрывает книгу выступление Путина на Давосском форуме 21 января 2021 года. Впечатление по прочтении двух текстов вполне однозначное: Путин остался верен себе, а вот мир изменился до неузнаваемости.
Но здесь же кроется и одно из уязвимых мест сборника: составителю хотелось не только обозначить приоритетные направления российской внешней политики в целом и проследить их эволюцию с 1999 года по настоящее время, но и разобраться с тем, как российский политикум видит Сербию. Это несколько разные задачи, и круг авторов в этих случаях также должен быть разным.
С другой стороны, почему эти два нарратива наложились друг на друга, понятно: книгоиздание сейчас и в России, и в Сербии переживает не лучшие времена, одну-то книгу издать практически подвиг, а уж две — отдельную по эволюции российской внешней политики, отдельную по российско-сербским отношениям — и вовсе нереально.
Вообще, сильные и слабые стороны антологии идут рука об руку. Мы не можем не отметить выдающееся мастерство Владимира Кршлянина как переводчика, поскольку все материалы переведены им же. Сохранена авторская интонация, маньеризмы, образный ряд: текст Нарочницкой в этом сборнике невозможно перепутать с текстом Дугина. С другой стороны, качество перевода предопределено тем, что все авторы переводчику и составителю духовно близки. Но насколько более выигрышно смотрелась бы антология, если бы в нее вошли статьи авторов с разными политическими взглядами — как любящих и знающих Сербию, так и равнодушных к ней и даже критически настроенных?…
Здесь можно вспомнить покойного историка Мирослава Йовановича, в наследии которого важное место занимает сборник материалов по русско-сербским отношениям, куда он посчитал принципиальным включить и про-сербски настроенных авторов и, например, рассказ о поездке в Сербию писателя Виктора Ерофеева, который не назовешь иначе как похабным. Получается, что гомогенность антологии под редакцией Владимира Кршлянина — это одновременно и ее достоинство, и недостаток.
Также отметим, что составитель несколько волюнтаристски записывает всех отобранных для антологии авторов в патриоты, ergo в «православные социалисты». Точнее утверждает, что «в современной России патриоты являются православными социалистами (хотя не все из них в этом признаются)», а также что «православная социалистическая Россия стала несомненным военно-политическим лидером современного мира».
Я не рискнул бы назвать современную Россию социалистическим государством, даже если под «социалистическим» имеется в виду социальное, т.е. социально ориентированное государство. Не может Россия интерпретироваться и как сугубо православное государство по вполне понятным причинам. Большие сомнения у меня вызывает и первый тезис о том, что «в России патриоты являются православными социалистами». Я был удостоен чести войти в число авторов этой антологии, считаю себя патриотом, но я достаточно скептически отношусь к социализму как идеологии. Из числа других авторов как минимум Михаил Смолин, заместитель главного редактора Царьград-ТВ, совершенно точно социализму не симпатизирует. С другой стороны, в антологию вошла статья Владислава Суркова, в его случае у меня есть большие сомнения уже по поводу православности.
Эта сугубо дружеская критика не должна приуменьшить значимость выхода «Российской политической мысли сегодня». Как уже было отмечено выше, человечество в принципе находится на пороге новой исторической эпохи, отличающейся от предшествующей примерно как XX век от XIX. Грядут новые времена и для Сербии. Есть основания полагать, что в 2022 году ее ожидает такой прессинг по вопросам признания независимости Косово и вступления в НАТО, какого сербы не испытывали уже давно, а может быть и никогда. В этой ситуации для Сербии логично обратиться за помощью и поддержкой к России, а для этого было бы нелишне понимать, какие трансформации происходят в российской внешней политике и на что вообще можно рассчитывать со стороны России. Такое понимание как раз и дает антология, составленная Владимиром Кршляниным.
Очень хотелось бы, чтобы в Сербии с нею ознакомилось как можно больше читателей: и православных, и социалистов, и не принадлежащих ни к одной из этих групп.
Никита Бондарев,
кандидат ист. наук, доцент РГГУ