
Познакомившись со структурой международной торговли России и Сербии, во взаимодействии наших двух стран мы увидели очевидный нереализованный потенциал увеличения товарооборота.
Сегодня мы познакомимся с теми сербскими брендами, которые многими знакомы, но не ассоциировались со страной, как, например, воспринимавшийся французским, а на самом деле югославский «Gorenje», чьё имя произносилось домохозяйками, которые зачастую не улавливали славянского корня, на французский манер с ударением на последний слог.
Наши старшие читатели, которые посещали магазины «Белград» и «Ядран» в Москве во времена чеков и дефицита, наверняка отлично знают приправу «Vegeta», пальто «Анжелика» и сигареты YU. Эта статья дополнит этот список именами современных брендов, хотя от югославской преемственности никуда не уйти, поэтому поехали!

Итак, если обратить внимание на сербские бренды, ставшие известными не только внутри страны, но и за её пределами, то здесь в основном преобладают предприятия лёгкой и пищевой промышленностей.
Как правило, местные бренды носят названия либо по именам ключевых фигур в управлении, что характерно для капиталистических стран, либо отражают концепцию и философию торговой марки.
Текстильная и обувная промышленность
Ещё с прошлого века сербские бренды одежды пользуются популярностью не только у местных жителей, но и смогли выйти на более высокий уровень — зарубежные рынки. Интересно, что чаще всего они представляют собой семейный бизнес.

IVKO Woman. Первой из широко известных марок сербской одежды стала IVKO Woman. Основателем компании является сербский дизайнер Милош Ивкович, который в 1995 году сначала в качестве хобби, а потом и профессионально начал развивать любимое дело. Сегодня это один из крупнейших сербских брендов женской одежды, завоевавший аудиторию многих стран и носящий имя своего основателя. В первых четырёх буквах IVKO легко узнаётся имя главного дизайнера. Практически всю свою продукцию (до 90%) компания направляет на экспорт.
Другая известная сербская марка — Балашевич — также названа в честь создателей — супружеской пары Балашевич, открывшей своё дело ещё в начале 70-х годов.
МОНА открытая в 1989 году Надой и Джордже Момирович, на сегодняшний день производит мужскую и женскую одежду, а также кожаную обувь и галантерейные изделия. Большая часть продукции идёт на экспорт. Если присмотреться, то здесь тоже название фирмы образовано из первых слогов фамилии Момирович и имени совладелицы фирмы Нада.
Не обошлось без семейственности и в компании P….S….Fashion, основанной в 1996 году супругами Пантович в городе Чачак. Начиналось всё с небольшого производства, но уже в 2008 году дело выросло в одну из крупнейших компаний страны по производству одежды. Сегодня P….S….Fashion — крупный международный бренд с запоминающимся названием — «постскриптумом» с точками. На деле же P. S. — это аббревиатура имён владельцев предприятия — Предрага и Сладжаны Пантович.
AMC — Afrodite Mode Collection («Модная коллекция Афродиты»). Бренд тоже назван в честь своей основательницы Афродиты Байич, открывшей первую мастерскую в 1989 году в Белграде совместно с мужем Миланом.
Otadzbina. Модная в сегодняшнем славянском мире патриотическая идея заложена в сербском бренде, чьё название переводится как «родина/отчизна». Он образован в 2008 году и за короткое время стал востребованным как на родине, так и в соседних европейских странах и даже в России.
Философия марки очевидна и актуальна сегодня как никогда — любовь и уважение к родине, её национальным символам и взращивание патриотического чувства. На одежде производства бренда можно найти символы с тематикой защиты родины, истории славянских народов.
Парфюмерия и косметика
Не корейскими производителями едиными поддерживают свою красоту женщины славянских стран. Не отстают от них и сербские производители косметики, известные своей ориентированностью на экологичность. Марки натуральной косметики часто носят простые и говорящие названия.
Фирма создана двоюродными сёстрами Йованой Антич и Даниелой Станкович в апреле 2015 года в Белграде. Вместе с косметическими средствами KOOZMETIK выпускают специальные продукты — например, лечебные и отбеливающие зубные капли, безопасные репелленты от насекомых, противовоспалительные и заживляющие раны мази. Что далеко не всегда характерно для сербских товаров, цена на продукцию достаточно высокая, однако, попробовав раз, можно понять, что оно того стоит.
All nut — марка, созданная супругами Мирославом и Ясной Станоевичами в 2009 году. В Сербии произрастает порядка 42 миллионов сливовых деревьев. До недавнего времени местные производители использовали только мякоть их плодов, а косточки, в которых содержится уникальное по своим полезным свойствам масло, — выбрасывали. То же самое и с абрикосами. С таким положением вещей не согласна чета Станоевич, которая решила её исправить.
В 1989 году в сербском селе Хайдуково появилась фирма Suncokret (в переводе с сербского — «подсолнух»), производящая растительные масла по технологии холодного отжима. А в 2014 году компания представила миру бренд Granum, производящий органическую косметику из природных ингредиентов. В качестве названия использовано латинское слово «гранум» — «зёрнышко/семечко» — так производители подчеркнули натуральность своей продукции. Компания, в частности, производит различные органические продукты, масла и крекеры.
Пищевая промышленность
Mlekara Šabac. Один из крупнейших и уж точно самый знаменитый для российского читателя молокозавод — «Млекара Шабац» — является одним из лидеров по производству пищевых продуктов не только в Сербии, но ещё более ориентирован на экспорт. Компания с более чем 90-летней историей давно известна и российскому потребителю, а высокое качество её замечательных сыров и брынз наши читатели наверняка давно оценили. Мы вскользь упоминали продукцию компании в статье о сербской еде.
Апатинская пивоварня, основанная в 1756 году, — самый крупный производитель пива в Сербии, чья продукция очень популярна среди местных жителей. Названа марка по географическому принципу: в честь городка Апатин, где расположено производство. Такая же история и у названий Валевской пивоварни (основана в 1860 году в городке Валево), и у Заечарской пивоварни (1895 год, Заечар).
Сербская торговая марка LAV — вторая по популярности в стране. Первая пивоварня основана в 1892 году в селе Челарево местными аристократами — семьёй Дунджерских, и изначально называлась CIB. Позже производство расширилось, был заключён договор с немецкой компанией Lowenbrau на производство одноимённого пива. Продукт так пришёлся по вкусу сербам, что по истечении срока лицензии руководство пивоварни приняло решение выпускать свой аналог немецкого «львиного» пива — бренд LAV.

Сербская компания по производству соевых продуктов, основанная в 1977 году в городе Бечей, носит простое и говорящее имя: Sojaprotein. А известная и в других странах марка «Златиборац», производящая мясные и колбасные изделия с 1992 года, названа в честь места расположения — Златибра, знаменитой горной области в Сербии.
Встречаются и любопытные истории происхождения названий. Пример — марка Basket (в переводе с английского — «корзина»). Всё началось с открытия в 1982 году в селе Голубинци семейной кондитерской, где постоянными гостями были баскетболисты — так родилось имя заведения. Спустя 20 лет владельцы решили сменить деятельность и приступили к производству натуральных снеков из цельнозерновой муки без добавления консервантов. Сегодня бизнес семьи Лазич процветает — их продукция востребована в Сербии и постепенно выходит на международный рынок, а название осталось прежним, напоминая о времени зарождения фамильного дела.
Сербская фирма по производству знаменитого вина «Винария Будимир» — старейшая винодельня страны, открытая ещё в 1878 году. Принадлежит семье Здравкович и носит имя одного из потомков виноделов — Будимира Здравковича (деда Буды), который занимается производством вина уже более 65 лет.
Ещё одна известная семейная винарня, названная в честь хозяев — семьи Райкович, основана в 1834 году. А вот молодая сербская винарня «Темет», открытая в 2010 году, получила название от латинского термина «теметум» — так римляне называли креплёное вино «с характером».
Транспорт и логистика

Название сербской фирмы по производству автобусов «Икарбус» может показаться знакомым нашему читателю, так как напоминает о венгерских «Икарусах», активно курсировавших по СССР и России с 1970 по 2000-е годы.
Выпуск автобусов «Икарбус» начался лишь после Второй мировой войны, хотя предприятие основано ещё в 1923 году — изначально задумывалось, что это будет авиационное производство. Почему руководители решили дать компании уже зарегистрированное имя «Икарус», неясно. После долгих юридических споров заводу всё же пришлось сменить название, но руководство подошло к делу формально и ограничилось лишь добавлением буквы «б».
Крупная транспортная компания Сербии «Белград» носит имя в честь названия сербской столицы — предприятие общественного транспорта было основано здесь в 1892 году и изначально называлось «Белградская городская железная дорога». Сегодня «Белград» оперирует почти всеми городскими троллейбусными, автобусными и трамвайными линиями.
Сербские логистические компании также имеют говорящие названия, указывающие на род деятельности фирм: Логиндустрия, Роцк Логистицс, Лидер Транспорт. Правда, встречаются и оригинальные варианты: WinterWolf (в переводе с английского — «зимний волк»), основанная в 2015 году Слободаном Тодоровичем, или Big Blue Логистицс (Голубой гигант логистики), созданная в 2016 году Сузанной Билански.
Финансы, электроника, строительство

Многие финансовые компании Сербии также обладают необычными названиями. Так, фирма, занимающаяся выдачей кредитов под залог золота, носит имя «Альфа и Омега» — сочетание первой и последней букв греческого алфавита, символизирующих начало и конец всего. Буква греческого алфавита Дельта фигурирует и в названии другой финансовой компании Белграда, занимающейся страхованием, — Delta Generali Srbija. К слову, его хозяин — бывший топ-олигарх Сербии времён президентства Бориса Тадича Мирослав Мишкович.
Финансовая фирма, оказывающая брокерские услуги, — GraveSrbija, имеет двусмысленное имя: Grave в переводе с английского языка во втором значении — «серьёзный, нешуточный, степенный», но в первом — «могила». Остаётся лишь гадать, что именно подразумевали основатели компании при выборе имени.
Фирма Сербии Umbra Software, расположенная в Белграде, — ведущая в стране в области автоматизации промышленных процессов и управления производством. Название образовано от английских слов «Umbra» — в значении «защита, охрана» и «Software» — «программное обеспечение».
Одно из молодых сербских предприятий, занимающихся строительством, названо просто и ясно — ООО «Сербская строительная компания». Однако строительные компании Сербии иногда имеют интересные имена. Так, «Путеви Ужице» (Дороги Ужице) основана в 2000 году в городе Ужице, но строит фирма не дороги, а здания и жилые комплексы. Компания имеет представительства не только в Сербии, но и в других странах, в том числе и в России. В Сербии и России есть также множество малоизвестных брендов, которые могут насытить, обогатить и дополнить рынки своими предложениями, а самое главное — способствовать взаимодействию братских стран. Будем постепенно знакомиться с ними и находить для себя те преимущества, о которых мы не знали ранее.
Обложка: freepik.com