Сцена Русского Дома в Белграде уже не раз становилась своего рода пьедесталом для многих музыкантов, певцов и других артистов. Постоянные гости Российского центра науки и культуры могли заметить, что на концертах и иных мероприятиях, организованных при его участии, уже несколько раз выступала талантливая сербская пианистка Мина Крайнович, в репертуаре которой произведения российских композиторов занимают особое место.
Портал «Балканист» решил побольше узнать о новом друге Русского Дома, и мы задали Мине несколько вопросов.
Ожидаемо первый и, наверное, базовый вопрос к вам: как давно вы занимаетесь музыкой? И в дополнение к нему, почему ваш выбор пал именно на такой масштабный во всех смыслах музыкальный инструмент как фортепиано, а не, скажем, на скрипку или флейту?
Я серьёзно занимаюсь музыкой вот уже 25 лет. А в фортепиано я влюбилась с первого взгляда, с первого звука. И хотя мне предлагали научиться играть на других инструментах, с первой поняла, что оно — любовь всей моей жизни. Это именно то, чего я хотела, и я ни разу не пожалела, что пошла этим путем, хотя порой он был и тернист.
Знаю, что вас уже называют музыкантом международного уровня, расскажите немного подробнее о вашем опыте выступления на иностранной сцене…
Я выступаю на зарубежной сцене начинается с юных лет, на конкурсах и фестивалях, в которых я принимала участие. В некоторых странах я оставалась дольше: для выступлений, сотрудничества с коллегами и педагогики, которой я тоже занимаюсь.
Какие самые яркие впечатления остались у вас от участия в конкурсах пианистов, где вы заняли призовые места?
Поездки на конкурсы, фестивали и концерты — это любимая часть моей жизни.
Серьёзное отношение к музыке требует много практики, как и её прослушивание, но эмоции, которые мы привносим, должны быть результатом чего-то, что произвело на нас впечатление. Это может быть журчание воды у фонтана Треви, очарование Монмартра, печаль и ужас Освенцима, торжественность и величие Красной площади, «встреча» с греческими богами и т. д. Это нужно видеть и чувствовать, так же как необходимо любить и страдать, пархать от счастья, раздражаться. Всё это нужно для вдохновения.
В путешествиях моё выступление всегда становится богаче именно настолько, насколько пополнилась моя палитра впечатлений от поездки. А новые эмоции, получаемые каждый раз, безусловно, являются самым ярким впечатлением от любого конкурса. Они даже намного ярче, чем награда. Награда — всего лишь следствие.
Вы уже не раз выступали на сцене Русского Дома — Российского центра науки и культуры в Белграде, что связывает вас с Россией? Почему именно русская музыка занимает отдельное место в вашей творческой карьере?
Моя наставница по фортепиано в младших и старших классах, Ольга, была большим сторонником русской школы. Мы были очень хорошей командой, учитывая, что я больше всего любила ту частичку души, которую нашла для себя в русской музыке и литературе. Всё как-то идеально совпало, и получилось так, что все от Рахманинова, Чайковского, Прокофьева было сразу «зарезервировано» для меня.
Моё первое выступление в Русском доме было ещё в детстве. Я играла «Июнь» Чайковского. Та сцена долго возвращалась ко мне во снах и вот… Я много мечтаю, и иногда мои мечты сбываются.
Вы участвовали в благотворительном концерте для детей Донбасса, организованном ассоциацией «Народная дипломатия» в Белграде. Какие впечатления остались от того прекрасного гуманитарного мероприятия? Как вы оцениваете своё сотрудничество с лидером «НД», которого в России считают преданным другом?
Гуманитарный концерт в пользу детей Донбасса был замечательным начинанием «Народной дипломатии», и мне очень приятно, что мне выпала возможность поучаствовать в такой акции. Я постараюсь и впредь не пропускать такие мероприятия и поддерживать их своим участием. А с Иваном Стефановичем мы начали работать вместе в прошлом году. Сотрудничество становится продуктивнее всего, когда параллельно с ним завязываются новые дружеские отношения, как в этом случае.
Расскажите о вашем самом запоминающемся музыкальном сотрудничестве с другими известными музыкантами? Наверняка такой опыт у вас имеется.
Я представитель мира классической музыки, конкретно фортепиано соло. Когда я одна на сцене, я чувствую себя как дома.
Конечно, так было не всегда, и в плане жанра я пробовала разное: участвовала в камерных оркестрах, бывало, сотрудничала с эстрадными певцами, оперными исполнителями и даже ди-джеями.
Однако я всё же называю себя солисткой, потому что именно в этой области я чувствую себя наиболее свободно, как будто все «полотно» мое, и я могу максимально дать волю своему воображению.
Хотя, не скрою, у меня есть несколько творческих желаний, связанных с сотрудничеством и совместными проектами.
Вы упомянули эстраду, ди-джеев. Вы же работаете и в других музыкальных направлениях, как мне удалось узнать. Какие вызовы и возможности представляет для вас работа, например, с аранжировкой поп- и киномузыки по сравнению с занятием классической музыкой?
Начать работу над аранжировкой музыки для фильмов, поп-музыки, evergreen и традиционной музыки было для меня большим испытанием, потому что для этого мне нужно было одержать настоящую победу над собой.
Я обучалась по строгой классической схеме и долгое время не решалась играть ничего, кроме классической музыки, полностью определяемой нотами. Не поймите меня неправильно, классика, по моему убеждению, — величайшее сокровище, имеющееся на этой планете. Но есть много замечательной и качественной музыки, которая не является классической, однако может быть обработана и обогащена классикой. Я поставила перед собой такую задачу, и мне очень нравится это начинание.
Кроме музыки, что поглощает ваше свободное время больше всего?
Если я не за фортепиано, то, скорее всего, я иду куда-то и мечтаю. Иногда мне кажется ненормальным, сколько шагов я делаю… За это потраченное время кто-то мог бы написать книгу, выучить новый язык, найти зарытый клад, а я просто хожу и хожу. Во время прогулок мне в голову приходят разные идеи, и, знаете, в последние время я понимаю, что именно такие родившиеся на ходу идеи я и реализовываю в итоге. Нагулявшись, каждый раз возвращаюсь домой довольной.
Ваши ближайшие планы на будущее?
Я очень довольна выбранным мною путём и считаю, что занимаюсь правильным делом. Мое единственное желание — иметь как можно больше отклика, потому что это создает новое вдохновение, а хорошее вдохновение творит чудеса, в которые я никогда не переставала верить. У меня нет других планов. Я предоставляю жизни возможность удивить меня. Я всегда знала, чего не хочу. А то, что хочу, реализовываю по ходу дела.