
Большую часть мирового художественного наследия, безусловно, составляют произведения, посвящённые мифологическим и религиозным сюжетам, жизни монархов и аристократов и прочим пафосным темам. Но всё же, несмотря на декларируемый тезис «искусство принадлежит народу», сам народ, выбирая из того, что ему принадлежит, всегда отдавал предпочтение чему-то простому и понятному. И среди любого народа всегда встречались художники-самоучки, которые создавали произведения, близкие и им самим и в буквальном смысле слова их друзьям и соседям.
Чуть более ста лет назад этот жанр живописи стал популярным не только у простых людей. Он получил определение — наивное искусство, а многие его создатели обрели всемирную или, по крайней мере, европейскую известность. Представителей этого жанра можно найти и на Балканах. Не далее как в декабре 2024 года наивная живопись сербских словаков вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорваты также отметились в жанре наива. О живописи их Хлебинской школы сегодня и пойдёт речь.

Зарождение наивного искусства
Как уже было отмечено выше, более ста лет назад, в конце XIX века наивное искусство выделилось в самостоятельный жанр европейской живописи. Источником вдохновения для многих художников стали культурные явления, которые принято было называть первобытными. Один из самых известных примеров — Поль Гоген, уехавший на Таити и пытавшийся увидеть мир глазами местных жителей. Или Анри Матисс, черпавший вдохновение в африканском искусстве. Но первым «наивным» художником считается Анри Руссо, непрофессионал-самоучка по прозвищу Таможенник. Именно он уже в начале XX века прославил жанр наива — направления, свободного от академических норм и правил, от всякого рода рефлексий и усложнений, отражающего окружающую действительность как она есть. В Российской империи незадолго до революции этот жанр прославил грузин Нико Пиросмани. А в межвоенной Югославии центром наивной живописи стала Хорватия, где в небольшом селе Хлебине она и появилась.
Хорватский наив — группа «Земля»

Село Хлебине, находящееся не так далеко от Загреба, но всё-таки ближе к венгерской границе, на первый взгляд, ничем особенно не примечательно. Те же домики с оранжевыми черепичными крышами, небольшой католический храм, несколько узких улиц — всё, как и во многих других хорватских деревнях и сёлах.
Но с этим небольшим населённым пунктом связано появление школы хорватского наива и одного из её основателей — Крсто Хегедушича (1901-1975).


В начале своего жизненного пути он был довольно успешным академическим художником. В 1920-е годы он учился в академии изящных искусств в Загребе, потом стажировался в Париже. Не прошло мимо него и модное тогда в среде интеллектуалов увлечение левыми идеями. В 1929 году, вместе со своими друзьями, тоже принадлежавшими к миру искусства, Хегедушич основал художественную группу «Земля». В своей программе участники группы говорили о важности отражения в искусстве повседневной жизни, о борьбе за социальную справедливость, о доступности искусства для широких масс. Все эти призывы были созвучны времени — мировой экономический кризис и политическая нестабильность, в том числе и непосредственно в королевской Югославии, сами диктовали «мастерам культуры» темы для их творчества. Поэтому участники группы «Земля» и провозглашали в манифесте следующее:
«Нужно творить в духе своего времени. Современная жизнь пропитана социальными идеями, и общественные вопросы являются доминирующими. Художник не может уйти от желаний нового общества и остаться вне коллектива. Потому что искусство — это выражение взгляда на мир. Потому что искусство и жизнь едины».
Деятельность художников поддержал и знаменитый хорватский писатель Мирослав Крлежа, также придерживавшийся левых взглядов и помогавший «землянам» по мере своих возможностей.
В том же 1929 году участники объединения организовали первую выставку в Загребе, ставшую заметным культурным событием того времени.
Возникновение Хлебинской школы
Стремясь на практике осуществить то, что было провозглашено в манифесте группы, Крсто Хегедушич решает лично нести искусство в массы.
Он подолгу живёт на родине своего отца — в том самом селе Хлебине, где знакомится с местными художниками Иваном Генераличем и Франьо Мразом.


Хегедушич, который твёрдо верит в то, что талант никак не может быть связан с социальным происхождением художника, внимательно изучает работы деревенских самоучек и терпеливо учит их основным академическим приёмам живописи. Вторую выставку группы «Земля», которая прошла в Париже и вызвала восхищение Сальвадора Дали, назвавшего хорватское творчество «искусством из сказки», начинающие художники из Хлебине пропустили. Но на третьей выставке «землян», состоявшейся в 1931 году, работы Генералича и Мраза уже были широко представлены. Эта загребская выставка стала точкой отсчёта для первого поколения художников из Хлебине, принёсшая им известность в стране. С того времени Хегедушич отпустил хлебинских художников в «свободное плавание», дав им попутный совет: «Рисуй, что видишь!». И они ему успешно следовали. А проходившие в Загребе одна за другой выставки их «наивных» работ только укрепляла популярность деревенских самородков.

Что же было в центре внимания представителей Хлебинской школы? То, что они, собственно говоря, вокруг себя и видели — повседневную деревенскую жизнь, окружающие их пейзажи… Характерна для них была и техника живописи на стекле, впоследствии ставшая их визитной карточкой. «Хлебинцы» писали свои работы на обратной стороне стекла, послойно в обратном порядке, начиная с подписи и заканчивая общим фоном. Специалисты-искусствоведы почти что единогласно признают, что в этом с ними в искусстве XX века сравниться не мог никто.

Однако то самое время, явления которого призывали отражать в творчестве художники из группы «Земля», в итоге самым прямым образом сказалось на их деятельности. Очередную, восьмую выставку их работ, которую планировалось провести в загребском павильоне искусств, запретили ещё до открытия. Жёсткий авторитарный режим короля Александра Карагеоргиевича, установившийся в стране, не предполагал деятельности не только политической оппозиции, но и существования свободного искусства, тем более вдохновлявшегося левыми идеями.





Правая хорватская печать в те годы с негодованием писала: «Крлежа марает грязью хорватскую общественную жизнь своими речами, а Хегедушич своими картинами». Деятельность группы «Земля», взрастившей хорватское наивное искусство, была запрещена. Однако входившие туда художники продолжили свою деятельность в рамках других творческих объединений, да и самостоятельно, организовывая выставки уже за рубежом — в Софии, Лондоне, Барселоне… Но международный успех хорватский наив обрёл уже во второй половине ХХ столетия.

Наивное искусство Хорватии после войны. Всемирный успех
Крсто Хегедушич ещё в конце 1930-х годов сосредотачивается на преподавательской и в целом академической работе. В новую эпоху, после образования социалистической Югославии, центральной фигурой хорватского наивного искусства становится его ученик Иван Генералич. Он повторяет путь учителя: собирает вокруг себя деревенских самоучек, делится с ними опытом и знаниями. Новая власть всячески приветствует «народное искусство», и в 1952 году в Загребе возникает Крестьянская художественная галерея (в настоящее время — Хорватский музей наивного искусства), а год спустя выставка работ Генералича открывается в Париже, где пользуется огромным успехом. На первый план выходит следующее поколение Хлебинской школы — Франьо Филипович, Драган Гажи, Франьо Доленц, Иван Веченай и сын самого Генералича Йосип.






В 1955 году хорватское наивное искусство получает признание и за океаном — на Третьем биеннале в бразильском Сан-Паулу оно становится одной из сенсаций. Три года спустя представители Хлебинской школы участвуют в выставке «50 лет современного искусства» в Брюсселе. Там же вскоре проходит отдельная выставка хорватских художников. В 1968-м году в самом селе Хлебине открывается галерея наивного искусства.

Интерес к «хлебинцам» несколько спадает в конце 1980-х годов и особенно после распада Югославии. Тем не менее уникальность этого феномена в настоящее время не оспаривает никто — произведения хорватских примитивистов находятся в ведущих музеях мира, а выставки их работ и сегодня вызывают интерес публики, которую привлекает простота и в хорошем смысле слова наивность творчества этих художников.