Евгений Вучетич — монументальный советский серб

Сербы часто говорят о себе, что они — малый народ, но на самом деле сербская нация — это драгоценный золотник, который сияет на востоке Европы героическим медальным блеском. Среди сербов много великих учёных, спортсменов, дипломатов, доблестных военачальников. Многие из них вписали свое имя в историю других стран. Советский архитектор Евгений Вучетич (1908-1974), создавший памятник «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане, стал одним из таких. 

Его матерью была француженка Анна Стюарт, а вот отец Виктор Вучетич, по разным данным — белогвардеец и горный инженер (впрочем, одно другому не мешает), был черногорским сербом, которые известны своим горячим патриотизмом. Неудивительно, что его сын Евгений создал такие мощные по своей энергетике памятники, которые знает любой россиянин, украинец, белорус и серб. 

WhatsApp Image 2022 05 25 at 15.14.58
souzveche.ru

Родился он в Екатеринославе (Днепропетровске). Живописи учился в Ростове, Ленинграде и Москве. Строил гостиницу «Москва» и Государственную библиотеку имени В. И. Ленина, создавал бюсты героев труда и войны. 

 «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане посвящена героям Сталинградской битвы. Это одна из самых высоких скульптур России и мира, отмеченная Книгой рекордов Гинесса. 

WhatsApp Image 2022 05 25 at 15.10.41
histrf.ru

Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944 году, но Вучетич в нем не участвовал. Есть мнение, что он утвердил свой проект напрямую у Сталина. Кстати, это чисто сербская особенность — умение добиваться своих целей преко везе — посредством личных связей.

Фазиль Искандер вспоминал, что вождь и скульптор часто встречались:

«Сталин несколько раз вызывал к себе Вучетича, и они подолгу беседовали за рюмкой коньяка.

– Товарищ Сталин, что такое старость? – спросил Вучетич, имея в виду философский смысл проблемы.

И вдруг лицо Сталина исказилось гневом и ненавистью, он стал страшен.

– Молодой человек, вы плохо воспитаны, – с тихой яростью выдавил Сталин и ушел в другую комнату.

Вучетич сидел ни жив ни мертв. Но вошел Сталин и сказал:

– Старость – это потеря чувства современности, – сказал Сталин и разлил коньяк».

 Евгений Викторович получил добро на создание мемориала и приступил к работе — но уже после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев, а на открытии монумента в 1967 году присутствовал уже генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Так произведение Вучетича пережило трех вождей.  

Вучетич с группой архитекторов работал над памятником восемь лет. На него, не считая основания, ушло 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций. Родина-мать стала первой в СССР скульптурой, полностью выполненной из железобетона. Высота ее — 52 метра, длина руки — 20, меча — 33. Общая высота с постаментом — 85 метров. 

Для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке достигает высоты 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38.

«Родину-мать знает каждый школьник, но мало кто помнит фамилию Вучетича. Как-то после одной неприятной истории я оказалась в челюстной хирургии Третьего меда, на улице Вучетича. Случай был серьезный, вокруг меня бегала вся кафедра. Мне дали выпить сильнодействующее лекарство, а параллельно одна студентка записывала мои данные — имя, фамилия, аллергия, операции и т.д. Когда я все перечислила, она подошла к врачу и говорит: «Очень быстро лекарство подействовало. Она вместо своей фамилии наш адрес назвала», — рассказывает внучка скульптора, кинематографист Ася Вучетич. 

Меч, который вздымает над головой Родина-мать, держит в руках знаменитый Солдат в берлинском Трептов-парке. Этот памятник тоже был создан Вучетичем. Война закончена победой, меч опущен лезвием вниз, символизируя окончание войны. 

WhatsApp Image 2022 05 25 at 15.11.22
culture.ru

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал „Вам не надоел усатый памятник?“ и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: „Автомат нужно заменить на меч — это русское оружие“. А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын скульптора Виктор Вучетич.

К слову, монумент возвышается на постаменте из трофейного гранита. По приказу Гитлера камень был заготовлен на берегу Одера для строительства будущего памятника победы над Советским Союзом. 

Вучетич прошел горнило фронтов Второй мировой войны. Он ушёл воевать добровольцем в 1941-м, был пулеметчиком, работал художником во фронтовой газете «Отвага», которую издавали под обстрелами, в землянке, освещаемой коптилками, сделанными из патронных гильз. В одном из разрушенных домов он отыскал кусок линолеума и освоил мастерство гравера. Каждый номер газеты сопровождался рисунками и подписью «Гравюра на линолеуме Е. Вучетича». 

В 1943-м он был контужен и вернулся к гражданской жизни. 

«У деда была тяжёлая контузия. Плюс она наложилась на то, что он сильно заикался. Контузия дала эффект, что Евгений Вучетич говорил с большим трудом. У него очень часто разговор превращался в тяжёлый затяжной кашель. Он часто читал стихи, потому что это позволяло ему выражаться литературно и в такой форме хоть как-то доносить глубину своих мыслей. Он собрал огромную библиотеку со стихами», — вспоминал внук и тёзка скульптора Евгений Вучетич. 

Образ матери вдохновил Вучетича на создание ещё одного уникального сооружения — Родины-матери, установленной в Киеве.

WhatsApp Image 2022 05 25 at 15.13.00
novyny.live

Если волгоградская скульптура несёт в себе силу бороться за идеалы и призывает к сражению за них, то киевская олицетворяет решимость стоять насмерть на их защите. 

Высота статуи от пьедестала до кончика меча — 62 метра, общая высота с постаментом — 102. В одной руке она держит 16-метровый меч весом 9 тонн, в другой — щит 13 на 8 метров с гербом СССР (весит 13 тонн). 

К сожалению, Евгений Вучетич не увидел свое произведение вживую. Он скончался, работая над его проектом. 

Скульптор создал и много других известных памятников, но особенно хотелось бы выделить скульптуру «Перекуем мечи на орала». Кузнец стоит в Нью-Йорке перед зданием ООН. Он был подарен Америке Советским Союзом в знак дружбы. Сейчас этот символизм выглядит как никогда актуально. 

sword 1200x900 2

«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете», — говорил Евгений Вучетич. 

Центральной идеей его творчества стала победа мира над войной, жизни над смертью. Это не просто пафос героизма, а утверждение оптимизма, считает кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея им. Яворницкого Максим Кавун.

Барельеф, посвящённый великому земляку, днепровские вандалы обезобразили. Дом-мастерская Вучетича в Москве не обладает статусом музея. Находящиеся в его саду копии знаменитых памятников рассыпаются от времени… 

Возможно, если бы сегодня уроженец тогдашней Российской империи, а ныне современной Украины, советский серб Евгений Вучетич был жив, его горячий и горящий талант, закаленный в борьбе, создал бы ещё один памятник. Памятник солдату, вкладывающему меч в ножны. 

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх