Когда я 15 февраля этого года приехала в Россию, то абсолютно не подозревала, что мне тут будет не хватать сербского пива. Я искренне думала, что поток пенного, созданного в лучших традициях сербского пивоварения, насчитывающих века, уже давно и успешно и налажен, а в нынешних условиях и вовсе процветает. В российских супермаркетах сербского пива не оказалось вообще. Как так-то? У России сегодня в Европе есть только один союзник, и это Сербия, которая никак не представлена на полках пивной продукции, несмотря на заверения ответственных за экономику лиц с обеих сторон о развивающемся сотрудничестве. Хочется воскликнуть голосом лидера сербских радикалов Воислава Шешеля «Јесте ли ви нормални?!» (Вы вообще нормальные?!). Пиво же так любят и ценят в России! Оно бодрит уставший от рутины мозг, дарит освежающую прохладу летом, горчит, внося рациональную нотку в радостное настроение, и сластит горькие пилюли от жизни. Созданное по проверенным временем технологиям на воде из чистейших горных ручьев, сочного ячменя, солода и хмеля, пиво с просторов Балкан является одним из любимых напитков сербского народа.
Как оказалось, виной тому, что в России нет сербского, боснийского или любого другого пива с Балкан, — российские торговые сети и их политика.
«Когда мы привезли боснийское пиво „Нектар“ и „Сараевское“, во все крупные федеральные торговые сети были разосланы коммерческие предложения с единым ценообразованием. Все они получили практически одинаковые предложения, цены были предложены оптимальные, вернее максимально минимальные с учётом достаточно дорогой логистики с Балкан. Как итог, мы получили везде отказ», — говорит руководитель отдела продаж «Сербского торгового дома» Андрей Андреев.
Если часть сетей мотивировала отказ от балканского пива невыгодной ценовой политикой, что в нынешней экономической ситуации может быть хоть как-то оправдано, то несколько сетей отказали, по его словам, с формулировкой «непрофильная страна производства» пива, то есть тем, что «покупатель предпочтёт неизвестному балканскому пиву» более известное и более дешёвое прибалтийское, чешское и немецкое, с которым они долго и успешно работают.
«Да, люди действительно пьют эти сорта пива, мы видим это из статистики. Они покупают его в сетях как массового сегмента: „Х5 Ритейл групп-Пятерочка“, „Перекресток“, так и в сетях достаточно дорогих, к примеру, „Азбука вкуса“ и „Окей“. Таким образом, при существующей доле федеральных сетевых продуктовых магазинов в России, которая составляет около 85%, для нас оказался закрыт практически весь массовый розничный рынок, и мы не можем сейчас познакомить с высококачественным натуральным балканским пивом российского потребителя», — сетует эксперт.
Он объясняет, что для импорта продукции из Сербии или Боснии и Герцеговины невыгодно сотрудничать с мелкими магазинами, поэтому важно «зайти» именно в федеральные сети.
«Они у нас в России доминируют. Если туда не войти, ничего не продашь. 15-20% через мелкие продавать — это мизер. Это не переварит ни одна организованная торговля, которой и так не осталось практически. Все под контролем сетей, и они сами решают, что им ввозить, а что нет. Мы не хотим рисковать, говорят они», — объясняет Андреев.
Ещё одному популярному в народе магазину глобальной сети «Магнит», например, просто нет смысла покупать пиво с этих двух заводов, потому что они оба не в состоянии обеспечить эту сеть нужными ей объёмами продукции, даже если будут работать только на экспорт.
Между тем, российских потребителей никто не спрашивал об их предпочтениях.
«А я бы хотел попробовать сербское пиво! Это же братская нам страна, братский народ, они толк в пиве знают, но у нас такого пива попросту нет! Хоть бы раз попробовать»,- говорит 41-летний Роман из Ижевска.
«В российских городах типа нашего из разливного, например, точно нет уже ничего (хотя в 90-е чешский Staropramen привозили), ну и в Уфе я заставал Krušovice настоящее, году в 2012, наверное. То есть в кегах вряд ли возят. А если взять баночное, то как ценитель (периодически покупаю немецкие марки, японские есть в продаже) скажу, что сербского не видел ни разу. Но все эти страны сегодня недружественные, а от сербов-братушек пива нет. Торговым сетям надо исправить это упущение», — считает 45-летний Евгений из Башкортостана.
«Когда я был в Сербии, то пробовал Jelen и Lav. Больше люблю красное сухое вино, но эти марки я бы в России иногда брал обязательно, но взять его негде», — отмечает 62-летний Алексей из Снежинска.
К слову, Lav со скидкой уже вторую неделю продаётся в «Ашане». В Сербии про него говорят «од „Лава“ боли глава», перевод, полагаю, не нужен. К тому же ашановский Lav к сербскому, по мнению специалистов, отношения не имеет.
«Его разливают в России по лицензии. Мы его специально купили и попробовали. Дегустация показала существенное отличие от оригинального пива. Наша же задача была привезти пиво именно оттуда, несмотря на сложности с логистикой!» — говорит руководитель отдела продаж «Сербского торгового дома».
Однако проблема отсутствия балканского пива на рынке России гораздо глубже. Она заключается даже не в существующих традициях потребления, а именно в том, что сегодня на полках этих больших и диктующих свою волю покупателям сетей вместо балканского представлено пиво из недружественных России стран.
«Я пенсионерка. Знаю, что Сербия так и не ввела против нас санкции, мы тут все новости с Вучичем смотрим, переживаем за него, эти люди нас любят, можно же как-то их поддержать?! Они у нас одни в Европе остались! Я бы сербское пиво пила, так ведь нет его!» — делится 70-летняя Маргарита из Нижнего Новгорода.
Сербского, боснийского (Босния и Герцеговина не ввела санкции против России благодаря жёсткой позиции Милорада Додика, президента Республики Сербской, входящей в состав БиГ) пива в российских магазинах нет. Зато полно прибалтийского, например.
«Особенно неприятно в существующей геополитической ситуации видеть прибалтийское пиво. Как оно вообще там стоит? Они же на нас готовы войной ополчиться, плюют нам в лицо, а мы, получается, кормим их экономику!» — заявил Андрей Андреев, руководитель отдела продаж «Сербского торгового дома», которому все крупные торговые сети ответили отказом на предложение познакомить потребителей со вкусами балканских пивных брендов.
Поговорка «это просто бизнес — ничего личного» известна давно, но, кажется, сегодня стоило бы пересмотреть этот принцип и вообще нелишне было бы проверить эту политику российских торговых сетей соответствующим структурам, например, Роспотребнадзору или Федеральной антимонопольной службе.