На 16-ый Кустендорф в Дрвенград, который открывался 25 января, мы ехали с тайным чувством, что произойдёт что-то очень хорошее, ведь 16 — наше счастливое число.
По заснеженным и туманным горам Тары мы ехали туда, будто и сами каким-то чудом попали в черно-белый фильм и стали его героями. Прибыли мы на место по какому-то невероятному стечению обстоятельств ровно в 16.16!
Бэйджи с ликом Дуни Кустурицы (дочки Эмира и сценаристки) на обороте, которая стала лицом фестиваля, проходящего под слоганом «Искусство выше всего», получили быстро, пошли искать знакомых и первым, которого мы встретили, был сам Профессор! Открываем дверь в кинотеатр «Ноам Хомский», а за ней возникает Эмир Кустурица! Я, кстати, всегда немного побаиваюсь вот таких неожиданных с ним встреч, потому что мне кажется, что он может думать, будто мы за ним следим, чтобы выпросить очередное интервью.
— Оооо, с приездом! — обрадовался он нам.
— Поздравляем с 16-ым фестивалем!
— Можешь поверить??? 16 лет уже делаем! Боже, здравия! — воскликнул мэтр и перекрестился.
— Мы страшно рады, ведь число 16 для нас счастливое: встретились, венчались 16-ого, 16-ого сын родился, а сюда приехали ровно в 16 часов 16 минут! — с восторгом рассказали мы Кустурице.
— Да это просто праздник какой-то! — заявил он и пошёл проверять, все ли готово к открытию.
В ресторане «Висконти», который в дни фестиваля превращается в пресс-центр, уже собирались журналисты, но первым, кого мы там увидели, был директор Русского дома в Белграде Евгений Баранов, который приехал на фестиваль, потому что давно и хорошо знаком с Эмиром. Поздоровались, обнялись. В Дрвенград на Кустендорф годами ездят одни и те же журналисты, у нас всех уже даже есть свои любимые столы, за которыми и ешь, и статьи пишешь.
— О, привет! Как же я радуюсь, когда вижу русских! — обнимаемся с редактором портала «Искра» и многолетним товарищем Кустурицы Зораном Шапоничем, который рассказал нам, что скоро поедет в Луганск.
А вот сидит Ромина де Симоне из Рима, тоже завсегдатай фестиваля, она страшно любит Сербию и учит сербский язык. Мимо лениво прошёл рыжий кот Кустурицы Гарфилд, кажется, с прошлого года он стал ещё толще!
Кинотеатр «Ноам Хомский» был полностью занят зрителями, некоторые даже пришли с собачками. Танцоры в народных сербских костюмах зажгли энергичное коло, а потом на сцену вышел профессор Кустурица. Как всегда, он говорил важные вещи, многие из которых наполнены не одним, а даже двумя или тремя смыслами.
«Ведь откуда взялась эта идея сюда, далеко от огней большого города, привозить величайших авторов мира и молодых начинающих режиссеров? Решающее значение имела вера в то, что вся поэзия исходит из пустыни, из гористой пустоши. Воздействие искусства, подобно литургии, пробуждает глубочайшие чувства, укрепляя нашу совесть, которая ежедневно поддерживает нас на нашем жизненном пути между хаосом и порядком. Искусство — это святость», — сказал Эмир Кустурица.
Он указал, что мы сегодня живём в мире, в котором больше не процветает искусство, неразрывно связанное со свободой, обществом управляют законы рынка, роль художника унижена, звёзд кино нет, потому что богатым надоело смотреть на чужие фотографии.
«Есть ли искусство, которое может спасти мир? Достоевский задавался тем же вопросом, ставя красоту на первый план. Когда мы говорим о Достоевском, мы должны упомянуть о дехристианизации Запада. Достоевский предлагал видение человека как более совершенного, чем тот, которого впоследствии общество признает потребителем. В этом пространстве тлеет надежда, что искусство как верный спутник человеческого духа выживет в бунте молодежи и в поисках утраченной свободы. Потому что многие осознают, что быть потребителем и частью муравейника — это не идеал личной свободы», — заявил мэтр.
Рубен Эстлунд, режиссёр фильма «Треугольник печали», который показали на открытии, не смог приехать на праздник и обратился к зрителям по видео-связи.
«Остроумный и высмеивающий все более богатеющую касту либеральных богачей, „Треугольник печали“ исследует меру отношения между искусственной красотой и богатством с одной стороны и той красотой Достоевского, „которая спасет мир“. Анализирует постыдную показуху победителей-капиталистов, которая не имеет лучшей и высшей цели, кроме как приносить им самим веселье и позор. В частности, нет равенства классов, полов и рас. А социализма в новом обличии пока не предвидится», — заявил режиссер.
Новый 16-ый Кустендорф на Мокрой горе, укутанной туманами, скрывающими свет надежды, согреет своим теплом молодых режиссёров со всего мира. Здесь никого не отменяют, главное мерило — талант и то, как ты им умеешь распоряжаться во благо высшей цели.