«Боже, здравия!»: открылся 16-ый Кустендорф Эмира Кустурицы

На 16-ый Кустендорф в Дрвенград, который открывался 25 января, мы ехали с тайным чувством, что произойдёт что-то очень хорошее, ведь 16 — наше счастливое число.

IMG 20230126 WA0004

По заснеженным и туманным горам Тары мы ехали туда, будто и сами каким-то чудом попали в черно-белый фильм и стали его героями. Прибыли мы на место по какому-то невероятному стечению обстоятельств ровно в 16.16!

IMG 20230126 WA0008

Бэйджи с ликом Дуни Кустурицы (дочки Эмира и сценаристки) на обороте, которая стала лицом фестиваля, проходящего под слоганом «Искусство выше всего», получили быстро, пошли искать знакомых и первым, которого мы встретили, был сам Профессор! Открываем дверь в кинотеатр «Ноам Хомский», а за ней возникает Эмир Кустурица! Я, кстати, всегда немного побаиваюсь вот таких неожиданных с ним встреч, потому что мне кажется, что он может думать, будто мы за ним следим, чтобы выпросить очередное интервью.

IMG 20230126 WA0003

— Оооо, с приездом! — обрадовался он нам.

— Поздравляем с 16-ым фестивалем!

— Можешь поверить??? 16 лет уже делаем! Боже, здравия! — воскликнул мэтр и перекрестился.

— Мы страшно рады, ведь число 16 для нас счастливое: встретились, венчались 16-ого, 16-ого сын родился, а сюда приехали ровно в 16 часов 16 минут! — с восторгом рассказали мы Кустурице.

— Да это просто праздник какой-то! — заявил он и пошёл проверять, все ли готово к открытию.

IMG 20230126 WA0000

В ресторане «Висконти», который в дни фестиваля превращается в пресс-центр, уже собирались журналисты, но первым, кого мы там увидели, был директор Русского дома в Белграде Евгений Баранов, который приехал на фестиваль, потому что давно и хорошо знаком с Эмиром. Поздоровались, обнялись. В Дрвенград на Кустендорф годами ездят одни и те же журналисты, у нас всех уже даже есть свои любимые столы, за которыми и ешь, и статьи пишешь.

— О, привет! Как же я радуюсь, когда вижу русских! — обнимаемся с редактором портала «Искра» и многолетним товарищем Кустурицы Зораном Шапоничем, который рассказал нам, что скоро поедет в Луганск.

IMG 20230126 WA0006

А вот сидит Ромина де Симоне из Рима, тоже завсегдатай фестиваля, она страшно любит Сербию и учит сербский язык. Мимо лениво прошёл рыжий кот Кустурицы Гарфилд, кажется, с прошлого года он стал ещё толще!

IMG 20230126 WA0012

Кинотеатр «Ноам Хомский» был полностью занят зрителями, некоторые даже пришли с собачками. Танцоры в народных сербских костюмах зажгли энергичное коло, а потом на сцену вышел профессор Кустурица. Как всегда, он говорил важные вещи, многие из которых наполнены не одним, а даже двумя или тремя смыслами.

IMG 20230126 WA0010

«Ведь откуда взялась эта идея сюда, далеко от огней большого города, привозить величайших авторов мира и молодых начинающих режиссеров? Решающее значение имела вера в то, что вся поэзия исходит из пустыни, из гористой пустоши. Воздействие искусства, подобно литургии, пробуждает глубочайшие чувства, укрепляя нашу совесть, которая ежедневно поддерживает нас на нашем жизненном пути между хаосом и порядком. Искусство — это святость», — сказал Эмир Кустурица.

Он указал, что мы сегодня живём в мире, в котором больше не процветает искусство, неразрывно связанное со свободой, обществом управляют законы рынка, роль художника унижена, звёзд кино нет, потому что богатым надоело смотреть на чужие фотографии.

IMG 20230126 WA0007 1

«Есть ли искусство, которое может спасти мир? Достоевский задавался тем же вопросом, ставя красоту на первый план. Когда мы говорим о Достоевском, мы должны упомянуть о дехристианизации Запада. Достоевский предлагал видение человека как более совершенного, чем тот, которого впоследствии общество признает потребителем. В этом пространстве тлеет надежда, что искусство как верный спутник человеческого духа выживет в бунте молодежи и в поисках утраченной свободы. Потому что многие осознают, что быть потребителем и частью муравейника — это не идеал личной свободы», — заявил мэтр.

IMG 20230126 WA0011

Рубен Эстлунд, режиссёр фильма «Треугольник печали», который показали на открытии, не смог приехать на праздник и обратился к зрителям по видео-связи.

«Остроумный и высмеивающий все более богатеющую касту либеральных богачей, „Треугольник печали“ исследует меру отношения между искусственной красотой и богатством с одной стороны и той красотой Достоевского, „которая спасет мир“. Анализирует постыдную показуху победителей-капиталистов, которая не имеет лучшей и высшей цели, кроме как приносить им самим веселье и позор. В частности, нет равенства классов, полов и рас. А социализма в новом обличии пока не предвидится», — заявил режиссер.

IMG 20230126 WA0009

Новый 16-ый Кустендорф на Мокрой горе, укутанной туманами, скрывающими свет надежды, согреет своим теплом молодых режиссёров со всего мира. Здесь никого не отменяют, главное мерило — талант и то, как ты им умеешь распоряжаться во благо высшей цели.

Фото: Küstendorf Film & Music Festival

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх