Перформанс или провокация?

Балканист уже писал о том, что главным действующим лицом протестов в Белграде 16-17 марта стал человек в балаклаве и с бензопилой, участвовавший в захвате телецентра. Личность его, на самом деле, была раскрыта довольно быстро. Провокатором оказался самопровозглашенный художник и перформансист по имени Милан Пернат, уроженец города Зренянин, один из двух участников проекта PUF — «Движения объединенных фантомок (балаклав)». Этот дуэт журналисты быстро окрестили «сербским ответом Pussy Riot», хотя сами участники ПУФа говорят о том, что их главный источник вдохновения — сатирик и политический тролль Лука Максимович, он же Любиша Прелетачевич-Белый, о котором «Балканист» также уже писал.

В отличие от откровенного, валяющего дурака Прелетачевича, Пернат и его напарник Мильян Чичич, старились выглядеть серьезно, можно даже сказать устрашающе — куртки-бомберы, камуфляжные штаны и неизбежные лыжные маски, они же фантомки, они же балаклавы. На Западе так одеваются скинхеды и самые отмороженные из футбольных болельщиков, в Сербии — уголовные элементы, то, что у нас в девяностые годы называлось «братва». Специфика такой «униформы» в том, что ты не можешь адекватно оценить габариты человека, любой персонаж в бомбере, камуфляже и балаклаве кажется переевшим анаболиков полоумным культуристом из подвальной качалки. Когда с Перната и Чичича содрали балаклавы, один из них оказался худосочным очкариком, другой скорее толстячком, чем качком. Но это было уже после захвата телецентра.

Пернат и Чичич до ареста…

…и после.

А 16 марта Пернат и Чичич пришли к зданию Гостелерадио, что называется «в образе». С собой Чичич принес небольшое полено, а Пернат — электропилу, «оставшуюся от покойного дяди». Мизансцена с поленом и пилой формально была посвящена незаконной вырубке деревьев в белградском паке Калемегдан, о чем извещал загодя изготовленный плакат. Однако в момент штурма и полено, и плакат, и худосочный Чичич куда-то делись, а размахивающий электропилой Пернат оказался в первых рядах ворвавшихся в Гостелерадио. Что важно — никаких специальных опознавательных знаков на нем в этот момент не было. Это сейчас, после того, как их имена и лица стали широко известны, Пернат и Чичич везде появляются в майках с логотипом ПУФ, со значками на лацканах и в соломенных шляпах, тоже с символикой ПУФа. Милые, интеллигентные ребята, как можно о них плохо думать… Но на момент захвата телецентра корпулентный Пернат в балаклаве, бомбере, камуфляже и с электропилой в руках выглядел как типичный громила, если не сказать погромщик. Спустя сутки, будучи арестованными полицией, Пернат и Чичич начали возмущаться и утверждать, что это был перформанс и всем хоть сколько-то думающим людям должно было быть очевидно, что это именно перформанс. Констатируем — на самом деле это было абсолютно не очевидно.

Собственно, именно в этом, как нам кажется, и была изначальная задумка: сначала натравить на охрану телецентра одетого как скинхед или уголовник парня с электропилой, которая, в принципе, вполне себе является холодным оружием, а когда «погромщик» подвергнется полицейскому насилию, заявить — это был перформанс, а парень с бензопилой — эколог и известный деятель контемпорари-арта. Кстати, по поводу пилы. Во всех интервью Пернат и Чичич утверждают, что пила была абсолютно безопасна для окружающих, это, мол, старая электропила, которая работает только от сети, никакой опасности она не представляет, и провластные журналисты, окрестившие этот девайс «бензопилой», сознательно сгущают краски. Бензопила, как разъясняют всем интересующимся перфомансисты из ПУФа, работает от бака с бензином, и поэтому может рассматриваться как потенциальное оружие. А электропила — нет. Это, конечно же, одна из многочисленных натяжек и неувязок, которых полно в истории «человека с пилой». Электропила, естественно, прекрасно может работать от аккумулятора. Но у нас-то дешевая модель «от покойного дяди», защищаются Пернат и Чичич, она только от сети работает. Допустим, что дешевая, допустим, что от дяди, но откуда это должны были знать полицейские и охрана телецентра? Или сотрудники правопорядка априорно должны разбираться не только в вопросах безопасности, но и в разновидностях бензопил?

Как бы то ни было, тогда провокация не удалась. В процессе вытеснения захватчиков телецентра на улицу Перната немножко помяли, но ему удалось сорвать балаклаву и раствориться в толпе. Арестовали обоих ПУФовцев вечером следующего дня в ресторане, где они с друзьями отмечали удачный перформанс. Обоих продержали за решеткой 48 часов, затем отпустили. Не били, не угрожали, не пытались повесить на них обвинения в чем-то, чего они не совершали — по собственным словам Перната и Чичича. Разобрались с деталями истории и отпустили. Думаете ли вы над новым перформансом, спрашивают у Перната журналисты. Он отвечает: «Конечно». Будет ли это что-то столь же громкое и эффектное, уточняют журналисты у Чичича. Тот говорит:  «Обязательно»…

Есть такой старый анекдот про современное искусство. Если тебе современный художник сначала нагадил под дверь, а потом в дверь позвонил — это перформанс. А если сначала позвонил, а потом нагадил — это не перформанс, это уже хеппенинг. Экстраполируем эту мудрую мысль на белградские реалии: если современный художник протестует против вырубки деревьев в парке в самом же парке, или, скажем, перед мэрией, ведет себя спокойно и объясняет всем желающим смысл своих действий — это называется перформанс. Если современный художник с электропилой, в маске и безо всяких опознавательных знаков врывается во главе толпы в здание телецентра — это не называется перформанс, и не называется хеппенинг. Это называется просто и ясно — провокация.

Хотелось бы надеяться, что на широко анонсированных протестах 13 апреля обойдется без хеппенингов, то есть без провокаций. Что никакой «перформансист» не бросится на полицию с игрушечным автоматом или учебным муляжом гранаты, например. В такой ситуации полицейские сначала стреляют, а потом разбираются, боевая это была граната или муляж. И это правильно, так и должно быть. А провокациям, даже если они называются «перформансами» и «хеппенингами» в политике, по нашему скромному мнению, вообще не должно быть места. Господа Джилас, Еремич и некогда очень уважаемый мною Бошко Обрадович — ведь вы политики? Ну так и занимайтесь политикой, а не современным искусством.

Что до Перната и Чичича, то им я бы искренне посоветовал 13 апреля сидеть дома. Перформансами пусть занимается Марина Абрамович, у нее это гораздо лучше получается.

В завершение — карикатура от сербского проекта политической сатиры «Зайка и Мишка», который ведет политолог Никола Танасич. Перевод:

«—Павиан сказал, что обязательно придет на большой протест против Льва, царя зверей, и будет всем показывать голую задницу и кидаться испражнениями… — Но он и так только этим и занимается! — Да, но на этот раз он будет это делать на благо народа!».

Никита Бондарев
канд. истор. наук, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ, писатель

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх